Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Программа развития 2021-2024

   

Программа развития Рубцовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (далее – Рубцовский институт (филиал) АлтГУ или Институт) на 2021-2024 гг. разработана на основе Программы стратегического развития Алтайского государственного университета на период 2017-2021 гг.

Программа принята на заседании ученого совета ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" от 29.12.2020, протокол № 3.

Программа развития Института является средством реализации стратегической цели развития университета на уровне его удаленного структурного подразделения и определяет приоритетные направления в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, рекрутингу абитуриентов, воспитательной деятельности, развитии инфраструктуры, хозяйственной деятельности и системе управления Институтом.

Программа развития Института содержит цели, задачи и мероприятия по основным и обеспечивающим видам деятельности, ключевые показатели достижения целей, сроки и необходимые ресурсы для её реализации.

В программе учтены основные тенденции развития и направления модернизации системы образования РФ, требования ФГОС ВО и СПО, основные направления и особенности социально-экономического развития и потребность в профессиональных кадрах г. Рубцовска и юго-западной части Алтайского края.

Программа опирается на сложившиеся в Алтайском государственном университете и Рубцовском институте традиции и корпоративную культуру, высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

Программа развития нацелена на достижение Институтом уровня образовательного подразделения современного классического университета и расширение роли Университета как опорного вуза в образовательной, научно-исследовательской, инновационной и культурной деятельности в юго-западной части Алтайского края.

1. Основные положения развития Института

1.1. Текущее состояние Института по основным направлениям деятельности

Созданный в 1996 году Рубцовский институт (филиал) АлтГУ в настоящее время стал центром подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики, менеджмента, юриспруденции, информационных технологий и психологии, в первую очередь, для юго-западной части Алтайского края, что подтверждается наличием широкого спектра реализуемых Институтом образовательных программ среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования.

Образовательный потенциал Института

По состоянию на 01.12.2020 года в составе вуза осуществляют образовательную деятельность 4 кафедры, 4 центра дополнительного профессионального образования при кафедрах, «Университет Красоты», организованы 2 Базовые кафедры и юридическая клиника. Организационная структура управления Института представлена в Приложении 1.

Педагогические работники полностью соответствуют квалификационным характеристикам к должностям руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденным приказом Минсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н и разработанным на их основе квалификационным характеристикам и требованиям к должностям преподавательского и профессорско-преподавательского состава в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», утвержденным приказом ректора от 19.06.2020 № 692/п.

Структура профессорско-преподавательского состава позволяет осуществлять учебный процесс на высоком уровне, охватывает все области и дисциплины, предусмотренные основными образовательными программами, легко адаптируется к новым изменяющимся требованиям. К реализации образовательных программ привлекаются высококвалифицированные специалисты с большим практическим опытом работы из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью образовательных программ. Доля специалистов-практиков соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает качественный практико-ориентированный процесс обучения.

В настоящее время Институт ведет подготовку кадров по 6 специальностям СПО и 6 направлениям подготовки ВО:

Высшее образование:

  • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
  • 40.03.01 Юриспруденция
  • 38.03.02 Менеджмент
  • 09.03.03 Прикладная информатика
  • 38.03.01 Экономика
  • 37.03.01 Психология

Среднее профессиональное образование:

  • 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (в экономике, графический дизайн)
  • 09.02.07 Информационные системы и программирование
  • 40.02.02 Правоохранительная деятельность
  • 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности, бюджетных отраслях)
  • 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
  • 38.02.06 Финансы

За период 2017-2020 год по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) обучено 1022 чел, по программам дополнительного образования детей и взрослых – 1204 чел.

Численность слушателей программ дополнительного образования по состоянию на 01.12.2020 г. составляет 155 чел.

Приоритетным направлением учебной деятельности Института в настоящее время является задача развития системы многоуровневого непрерывного образования, охватывающая различные слои населения г. Рубцовска и прилегающих районов – от младших школьников до пенсионеров.

Миссия - от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.

Главная задача в организации учебного процесса в настоящее время - формирование непрерывного и опережающего обучения, нацеленного на индивидуализацию спроса, так как профессионально-образовательная мобильность современного квалифицированного выпускника должна быть высокой.

Новые информационные технологии, средства вычислительной техники и телекоммуникаций Института предоставляют развитые возможности для организации процесса обучения:

  • внедрение дистанционных форм обучения на основе современных средств телекоммуникационной связи;
  • совершенствование информационной системы управления образовательными процессами Института;
  • наполнение контента электронными курсами по учебным дисциплинам высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования.
  • 2 филиала государственных вузов;
  • 3 организации среднего профессионального образования (КГБПОУ «Рубцовский аграрно-промышленный техникум», КГБПОУ «Рубцовский медицинский, колледж», КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж).
  • в удовлетворении потребностей жителей г. Рубцовска и юго-западных районов Алтайского края в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем получения качественного, доступного, современного образования, позволяющего им быть конкурентоспособными в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда;
  • в удовлетворении потребностей общества по стабилизации процесса воспроизводства и развития кадрового потенциала района путем профессиональной подготовки и переподготовки кадров по широкому перечню направлений, обеспечивающих инновационное развитие экономики Алтайского края.
  • развитие и реализация образовательной деятельности на принципах непрерывного образования, предполагающее формирование у обучающихся компетенций не только по профилю выбранного образовательного направления, но и развитие креативного и социального капитала;
  • формирование единой институтской информационной среды в рамках концепции «цифрового университета», предполагающего максимальную автоматизацию реализуемых в вузе управленческих процессов и информационно-коммуникационную поддержку направлений деятельности с использованием цифровых технологий, обеспечивающих удаленный доступ к информации о деятельности Института с различных информационных устройств;
  • перевод научно-образовательной деятельности, проводимой в Институте, на принципы «исследовательского университета», а именно построение образовательной деятельности на результатах передовых научных исследований, проводимых как научно-педагогическими работниками, так и обучающимися;
  • активизация работы с органами власти и бизнес-сообществом, в том числе выпускниками вуза, по совершенствованию и внедрению механизмов учета запросов рынка труда и научных исследований, с привлечением материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов партнеров;
  • совершенствование воспитательной работы с молодежью через гармонизацию образовательной и внеучебной деятельности по развитию креативного и социального капитала, практического вовлечения молодежи в решение социальных и экономических задач региона в целом, пропаганду здорового образа жизни и активной жизненной позиции.

Кафедры Института используют дистанционные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, успешно применяют модель опережающего образования.

В Институте создается учебно-лабораторная база в соответствии с ФГОС.

С 2010 г. кафедры Института осуществляют поддержку студенческого учебного предприятия, это имитационная модель «живого» предприятия, студенты различных направлений бакалавриата обеспечиваютбизнес-процессы этого предприятия в рамках своих компетенций, данное виртуальной учебное предприятие в текущем учебном году должно стать бизнес-инкубатором для студентов всех направлений подготовки ВО Института.

Все направления подготовки высшего образования и специальности среднего профессионального образования в полной мере обеспечены учебной литературой и электронными учебными изданиями в соответствии с ФГОС.

Систему ДПО обеспечивают кафедры и при них центры ДПО:

Центр сертифицированного обучения

Целью деятельности центра является: обеспечение подготовки,переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда и оказания консультационных услуг в сфере управления предприятием, формированием и анализом бухгалтерских данных и прочих услуг.

Центр дополнительного образования «Логос»

Целью деятельности центра является реализация дополнительных образовательных и дополнительных профессиональных образовательныхпрограмм различной направленности.

Центр информационных технологий

Целью деятельности центра является обеспечение дополнительного образования населения с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда и оказания консультационных услуг в сфере информационных технологий.

Центр повышения квалификации и развития профессиональных компетенций «Управление, оценка и право»

Целью деятельности центра является реализации дополнительных образовательных, консалтинговых и других видов услуг, работ в соответствии с единой государственной политикой в области дополнительного профессионального образования.

В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ обеспечивает повышение квалификации и переподготовку по более чем 50 программам ДПО для жителей г. Рубцовска и прилегающих районов юго-западной части края.

В января 2017 г. функционирует «Университет красоты» по двум направлениям: ногтевой сервис, технология прически.

Контингент обучающихся и выпускников

Численность студентов Института по состоянию на 01.12.2020 г. составляет по направлениям подготовки высшего образования – 656 чел. по программам среднего профессионального образования – 947 чел., всего 1603 чел. Численность студентов, обучающихся в Институте на бюджетной основе, составляет 14,5 % от общей численности студентов.

За последние четыре года Институт выпустил 414 бакалавров и307 специалистов СПО.

Подготовка специалистов для реального сектора экономики

Выпускники Института широко востребованы в разных отраслях экономики и сферах бизнеса. Ежегодный уровень трудоустройства наших выпускников составляет в среднем 90 % по всем формам обучения.

За последние три года были заключены около 30 долгосрочных договоров на проведении практики студентов, 154 договора с различными субъектами экономики.

Кадровый потенциал Института

Штатная численность 120 человек. Среднесписочная численность работников Института на 01.12.2020 составляет 107,1 чел. К обеспечению образовательного процесса в Институте привлечено 85 чел., из них штатных ППС – 24 чел., (остепененность 83 %); ПС – 17 чел., (остепененность 6 %); внутренних совместителей с учетом преподавателей из АлтГУ – 27 чел. (остепененность 30 %); внешних совместителей 17 чел. (остепененность 12 %).

Средний возраст штатных ППС – 48 лет; штатных ПС – 43 года.

Материальная база Института

Институт имеет в своем распоряжении на правах оперативного управления два учебных корпуса с хозблоками общей площадью 8,8 тыс. кв.м., два земельных участка общей площадью 1,4 га, помещение гостиницы для иногородних преподавателей общей площадью 108,5 кв.м., две столовые, медицинский кабинет, спортивную площадку, тренажерный зал, лыжную базу, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.

Информатизация Института

В Рубцовском институте создана и успешно функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), которая обеспечивает автоматизацию процессов управления образовательным учреждением. Это интегрированная система управления базами данных корпоративного типа, которая отражает его организационную и функциональную структуру, виды образовательной, информационной, финансовой, коммерческой деятельности вуза и процессы управленияобразовательным учреждением.

Подсистемами ЭИОС охвачены все процедурные операции создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации, связанные с управлением организационно-функциональной структурой Института, персоналом, учебным процессом, учебно-методической, административной и финансово-хозяйственной деятельностью. Полностью автоматизирована деятельность специалистов приемной комиссии, отдела по работе со студентамии ряда линейных подразделений Института. В интегрированной базе данных отражены информационные и управленческие процессы организации, их направления, с контролем научной, учебной, финансовой, коммерческой деятельности предприятия; библиотечно-библиографическогои документационного обеспечения; состояния средств информационно-коммуникационной инфраструктуры Института. На сайте Института реализован информационно-образовательный портал, обеспечивающий управляемый интерактивный режим доступа к сведениям и информации об учебно-образовательной деятельности Института.

Появилась возможность использовать системы виртуализации для создания мощных и сложных информационных структур предприятия, что позволяет более эффективно применятьдействующие программно-аппаратные ресурсы в учебной и административной деятельности. Серверная виртуализация позволяет оптимизировать использование вычислительных ресурсов, повысить масштабируемость и расширяемость IT-инфраструктуры, отказоустойчивость и безопасность сервисов с поддержкой устаревших и несовместимых систем, реализовать технологии виртуальных сетей, сократить расходы на содержание и модернизацию. Для информатизации Рубцовского института эти системы имеют важнейшее значение: создание новых Интранет-приложений, интеграция ЭИОС Института в корпоративную сеть АлтГУ, использование принципиально новых систем для образовательной и научной деятельности.

Таким образом, в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ, как одного из подразделений университета, в настоящее время, создана база для качественного обеспечения всех процессов, но с учетомдальнейшего развития Института (открытия новых специальностей, увеличения приема абитуриентов, цифровизации) необходима реализация единой информационно-образовательной среды Университета.

Объединение задачкорпоративного управления Алтайским государственным университетом и выполнения основной образовательной и научной деятельности удаленных подразделений (Рубцовский институт) с использованием современных информационных технологий требует создания единой университетской информационно-образовательной среды (ЕУИОС). ЕУИОС будет организована на базе веб-технологий, на основе уже реализованныхинформационных систем и СУБДуниверситета (1С «Университет»), а также личных кабинетов пользователей. Доступ в личные кабинеты ЕУИОС будет возможен как из внутренней сети, так и из внешней. Особенное внимание должно быть уделено интерфейсу, поскольку он определяет эффективность работы конечного пользователя в системе ЕУИОС. Набор доступных сервисов в личных кабинетах будет существенно расширен. Будет реализована возможность доступа в ЕУИОС с мобильных устройств. Единым окном доступа к ЕУИОС будет являться внутренний корпоративный портал Университета, реализуемый для Рубцовского института посредством защищенных VPN-каналов. Пользователь портала, будет получать доступ, в соответствии со своими правами, ко всем существующим базам данных и информационным системам Рубцовского института иАлтайского государственного университета. Для обеспечения быстрого и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ЕУИОС предполагается интерфейс доступа к разнообразным системам коммуникации: быстрые сообщения и оповещения в личных кабинетах, электронной почты, SMS рассылки, интеграция с IP телефонией и видеоконференцсвязью. Будет расширен набор сервисов по автоматическому формированию итоговой официальной отчетности. Одной из важных задач, решаемых с помощью ЕУИОС, является автоматизация основных бизнес-процессов образовательного учреждения. Интеграция ЕУИОС с корпоративной системой электронного документооборота позволит пользователям иметь доступ ко всем необходимым для работы документам через личный кабинет. Создание личных кабинетов работодателей с возможностью предложения вакансий и подбора персонала из числа студентов и выпускников Университета, опираясь на данные портфолио, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Виртуальные рабочие места участников образовательного процесса (студентов, преподавателей) будут интегрированы с системой электронного обучения. Это позволит студентам: получать всю необходимую информацию, связанную с обучением, в одном месте, а преподавателям – предоставит удобный инструмент для публикации учебных материалов и их дальнейшего эффективного использования.

Создание, модернизация и оснащение новейшим оборудованием учебных лабораторий, существенное обновление материально-технической базы ключевых подразделений Рубцовского института, обеспечивающих потребности рынка в новых разработках, образовательных, инжиниринговых, аутсорсинговых и экспертных услугах.

Научный потенциал Института

Число НПР работающих в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ по состоянию на 1 декабря 2020 года составляет 24 человека, из них ученую степень кандидатов наук имеют 19 человек, ученое звание доцента – 9. Приведенные показатели демонстрирует высокую долю кандидатов наук в общем количестве НПР Института. Отсутствие молодых кандидатов наук в возрасте до 35 лет является неблагоприятным фактором, что должно учитываться при реализации настоящей Концепции.

За последние два года число публикаций в журналах из перечня Scopus и Web of Science выросло. Последнее дает основание утверждать, что в Институтеимеется достаточный потенциал для роста показателя.

Показатель дохода от выполнения НИР является основным мониторинговым показателем эффективности деятельности вуза. За анализируемый периодс 2017 по 2020 годы показатель дохода от выполнения НИР оставался стабильным при одновременном росте числа заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских работ на 20 %.

К благоприятным факторам анализируемого периода можно отнести: увеличение числа поданных грантовых заявок; подготовку и публикацию ряда монографий в рамках научных направлений филиала, в том числе с зарубежными соавторами; рост студенческих научных публикаций (в том числе и во внешних изданиях); вовлеченность студентов в выполнение хоздоговорных НИР.

Несмотря на существующие вызовы, Институт обладает достаточным потенциалом в области проведения НИР. Потенциал обусловлен в первую очередь направленностью образовательных программ вуза, их актуальностью и востребованностью на рынке; наличием в Институте НПР обладающих всеми необходимыми компетенциями для проведения самостоятельных и актуальных научных исследований. Кроме того, анализ публикационной активности НПР Рубцовского институ (филиала) АлтГУ показал наличие авторов довольно регулярно, печатающих результаты своих исследований в журналах из перечня Scopus и WoS.

С точки зрения развития зарубежной коллаборации Институт также обладает потенциалом, который может быть увеличен за счет развития российско-казахстанских программ, за счет взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами, за счет личных контактов НПР Института с зарубежными коллегами. Таким образом, несмотря на наличие целого ряда значимых вызовов, Институт, несомненно, обладает достаточным потенциалом в части развития НИР.

Финансовый потенциал Института

Финансирование Института осуществляется преимущественно за счет собственных средств. В таблице 1 представлена динамика доходов и расходов Института.

Таблица 1 - Динамика доходов и расходов Института, тыс. руб.

 

Факт

Факт

Факт

Факт

Наименование показателя

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Доходы Института

Субсидии

13 209,7

14 797,3

15506,8

19 270,4

Субсидии ГЗ

9 130,3

9 192,5

9 595,5

11 897,4

Целевые субсидии

4 079,4

5 604, 8

5 911,3

7 373,0

Собственные доходы

44 438,5

54 081,9

66 292,1

74 038,20

образовательные

40 980,0

49 626,1

62 462,5

70 357,00

в т.ч. ВО

27 937,1

28 541,9

29 832,5

27 738,80

в т.ч. СПО

10 033,4

17 638,5

29 209,7

40 187,50

в т.ч. ДПО

3 009,5

3 445,8

3 420,3

2 430,70

Прочие

1 274,6

2 387,5

1 823,4

1 175,40

НИОКР

2 183,9

2 068,3

2 006,2

2 505,70

Итого по источникам

57 648,2

68 879,2

81 798,9

93 308,6

Расходы Института

Субсидии

13 209,8

14 797,3

15 506,7

19 270,4

Субсидии ГЗ

в том числе:

9 130,3

9 192,5

9 595,5

11 897,4

Выплата персоналу

4 459,5

5 294,1

6 100,7

6 361,8

Налоги на выплату персоналу

1 346,9

1 589,5

1 840,7

1 894,6

Уплата налогов, сборов и иных платежей

485,6

482,8

479,2

477,7

Закупкаработ, услуг

2 438,3

1 602,2

1 174,9

2 856

Закупка товаров

400,00

223,9

0

307,3

Целевые субсидии

4 079,5

5 604,8

5 911,2

7 373,0

Собственные расходы

в том числе:

40 394,5

56 410,2

58 448,4

66 408,3

Выплата персоналу

25 737,0

32 873,5

37 541,0

42 100,3

Налоги на выплату персоналу

7 605,4

9 830,4

11 172,5

12 582,6

Социальные и иные выплаты

486,4

629,1

1 173,8

740,9

Уплата налогов, сборов и иных платежей

320,2

318,9

295,8

301,5

Закупкаработ, услуг

2 836,5

4 643,7

5 782,3

7 783,4

Закупка товаров

3 409,0

8 114,6

2 483,0

2 899,60

Итого по источникам

53 604,3

71 207,5

73 955,1

85 678,7

Анализ доходов и расходов говорит о том, что большая часть средств состоитот поступлений от оказания услуг на платной основе и от приносящей доход деятельности. При реализации проектов, требующих больших единовременных затрат, финансовый потенциал Института не позволяет реализацию этих проектов. Достижение стратегической цели и решение задач развития вуза осуществляется путем скоординированного выполнения мероприятий программы, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения. Общий объем финансирования состоит из средств на целевые субсидии, субсидии на выполнение государственного задания и внебюджетное финансирование. Внебюджетное финансирование осуществляется преимущественно за счет средств Института от приносящей доход деятельности. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий по повышению конкурентоспособности будет осуществляться за счет собственных средств Института, сформированных за счет дохода от основной и дополнительной образовательной деятельности, а так же от проведения научно- исследовательских работ и прочих доходов. Объемы финансового обеспечения из средств федерального бюджета могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета. Развитие инфраструктуры будет осуществляться за счет капитальных вложений федерального бюджета и собственных средств Института. В случае необходимости часть мероприятий Программы развития может финансироваться за счет зарезервированных средств, переходящего остатка, что гарантирует полное финансовое обеспечение выполнения мероприятий программы.

1.2 Анализ конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг юго-западной части Алтайского края

В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ один из крупнейших научно-образовательных центров Рубцовского управленческого округа. Институт ведущий вуз юго-западной части Алтайского края по гуманитарному профилю подготовки. В Институте готовят: бакалавров по 6 направлениям подготовки; специалистов среднего звена по 7 специальностям.

В настоящее время в г. Рубцовске функционирует:

С 2006 года в г. Рубцовске численность студентов высших учебных заведений постоянно уменьшалась, что не соответствует общероссийской тенденции роста числа студентов высших образовательных учреждений.

Направления подготовки, реализуемые в Институте, присутствуют и в Рубцовском индустриальном институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», но при этом перечень предлагаемых филиалами профилей подготовки бакалавров отличается друг от друга. По экономическим направлениям подготовки бакалавров («Экономика», «Менеджмент») РИИ не проводит набор на бюджетной основе. Динамика числа поступивших за анализируемый период в вузы города Рубцовска представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика числа поступивших в 2017-2010 годах в вузы города Рубцовска

Достаточную серьезную конкуренцию Рубцовский индустриальный институт составляет в нише подготовки специалистов в сфере информационных технологий. Прием на места, обеспеченные госбюджетным финансированием Рубцовский индустриальный институт проводит по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Аналогичное направление подготовки присутствует вРубцовском институте (филиале) АлтГУ – «Прикладная информатика». Институт также проводит набор на бюджетные места. Конкурентное преимущество Институт обеспечивает за счет наличия уникальных профилей подготовки по данному направлению – «Цифровая экономика», «Цифровые технологии в юриспруденции», «Технологии искусственного интеллекта».

В Рубцовском управленческом округе Рубцовский институт (филиал) АлтГУ претендует на роль ведущего высшего учебного заведения, которое определяет перспективы развития экономики, сочетает качество подготовки специалистов с распространением высокоэффективных управленческих и информационных технологий.

Институт осуществляет «гибкую» политику приема студентов, проводит набор и обучение в соответствии с потребностями рынка.

Динамика контингента студентов на настоящий момент по специальностям ВО и СПО представлена в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Динамика контингента студентов на настоящий момент по направлениям подготовкиВО и специальностям СПО по городу Рубцовску

 

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Выпуск после 9 кл.

1310

1560

1341

1171

1143

1298

1311

Поступило после 9 кл.

72

118

175

159

178

199

209

Доля поступивших (%)

5,5

7,6

13

13,6

15,6

15,3

15,9

Выпуск после 11 кл.

472

524

655

780

670

586

593

Поступило после 11 кл.

174

164

145

228

255

285

292

Доля поступивших (%)

36,9

31,3

22,1

29,2

38,1

48,6

49,2

Анализ динамики контингента студентов по специальностям ВО и СПО по городу Рубцовску показывает положительную динамику. На протяжении анализируемого периода наблюдается рост доли выпускников школ после 9 класса поступивших в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ.

В качестве негативной тенденции стоит отметить снижение количества поступающих на базе 11 классов за анализируемый период. Следует отметить, что данная тенденция наблюдается на фоне увеличения числа выпускников 11 классов и основном определяется выездом на обучение в крупные города. Причем миграция молодежи не является спонтанным решением, установка на отъезд с целью обучения формируется еще до окончания школы. При выборе направления миграции учитывается престижность вуза и средний уровень заработной платы. Возвратная миграция в город незначительна.

Таблица 3 - Динамика контингента студентов на настоящий момент по специальностям ВО и СПО по юго-западной части Алтайского края

 

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

Выпуск после 9 кл.

2780

3092

3514

2959

2987

3337

3342

Поступило после 9 кл.

44

72

72

106

119

133

139

Доля поступивших (%)

1,6

2,3

2

3,5

4

4

4,1

Выпуск после 11 кл.

1000

1112

1390

1546

1757

1479

1470

Поступило после 11 кл.

124

105

120

153

175

192

203

Доля поступивших (%)

12,4

9,4

8,6

9,9

10

13

13,8

Динамика контингента студентов по специальностям ВО и СПО по юго-западной части Алтайского края характеризуется несколько иными тенденциями. Положительным моментом является рост числа поступающих в Институт на базе 11 классов в 2020 году по сравнению с 2019.

Приросте количества выпускников 9 классов юго-западной части Алтайского края, число поступивших в Институт в 2020 году посравнению с 2019 не изменилось и составило 72 человека. Это обстоятельство проведение мониторинга потребительских предпочтений на рынке образовательных услугюго-западной части Алтайского края.

Динамика поступивших в Институт на СПО представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика поступивших в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ на СПО за 2017-2024 гг.

Код

Наименование специальности

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (9 кл )

 

20

19

14

15

17

18

20

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (11 кл )

 

13

6

9

15

16

17

22

38.02.06

Финансы (9 кл )

30

18

22

33

25

27

29

33

 

Финансы (11 кл )

2

6

10

18

27

29

31

35

40.02.02

Правоохранительная деятельность (9 кл)

0

60

110

100

100

110

115

120

 

Правоохранительная деятельность (11 кл)

36

28

30

30

30

35

40

45

21.02.05

Земельно-имущественные отношения (9 кл)

35

41

30

35

30

33

36

39

21.02.05

Земельно-имущественные отношения (11 кл)

14

15

11

18

25

27

29

33

09.02.04

Информационныесистемы (по отраслям) (графический дизайн 9 кл)

   

24

22

       

09.02.04

Информационныесистемы (по отраслям) (графический дизайн 11 кл)

   

28

28

       

09.02.04

Информационныесистемы (по отраслям) (в экономике 9 кл)

47

33

37

22

       

09.02.04

Информационныесистемы (по отраслям) (в экономике 11кл)

29

45

14

3

       

09.02.07

Информационные системы и программирование (9 кл)

   

0

23

65

67

69

70

 

Информационные системы и программирование (11 кл)

   

0

0

15

18

20

23

ИТОГО

193

279

341

355

347

379

404

440

Анализ приведенных данных показывает, что численность поступающих на специальности СПО значительно увеличилась за анализируемый период (на 84 %).Наиболее востребована специальность «Правоохранительная деятельность». Рост численности поступивших на специальность «Информационныесистемы» определяется в основном большим количеством бюджетных мест.

Динамика приёма по направлениямвысшего образования представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Динамика поступивших в Рубцовский институт (филиал) на направления высшего образования за 2017-2024 гг.

Код

Наименование направления подготовки

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

37.03.01

Психология

15

18

14

21

25

27

29

30

40.03.01

Юриспруденция

83

52

49

51

53

57

60

62

38.03.01

Экономика

40

33

25

30

35

37

40

42

09.03.03

Прикладная информатика

22

26

38

41

50

52

50

52

38.03.04

Государственное и муниципальное управление

50

51

44

29

30

32

37

40

09.02.07

Менеджмент

       

20

25

27

29

ИТОГО

210

180

170

172

213

230

243

255

Количество поступивших на направления высшего образования сократилось на 18 %. Наиболее значительно сократилось число поступивших на направление «Государственное и муниципальное управление» - 42 % и «Юриспруденция» на 39 %. Единственное направление, по которому произошло увеличение численности поступивших – «Прикладная информатика», что связано с наличием приема на места, обеспеченные госбюджетным финансированием.

Усиление конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриентов и необходимость постоянного улучшения качества образовательной и научно-исследовательской деятельности, расширения спектра предоставляемых научно-образовательных услуг и активизации работы с потенциальными потребителями услуг требует систематического исследования рыночной конъюнктуры и мониторинга удовлетворенности потребителей.

1.3 Анализ внешней и внутренней среды Института

Определение внешних вызовов, с которыми сталкивается система образования,в том числе Рубцовский институт (филиал) АлтГУ, позволяет выявить основные направления стратегического развития в соответствии с тенденциями развития внутренней и внешней среды Института, а также экономики в целом. Анализ внутренней среды Института направлен на определение потенциала и ограничений деятельности.

SWOT-анализ образовательного пространства Рубцовского института (филиала) АлтГУ

Сильные стороны

Слабые стороны

Статус филиала опорного вуза.

Сильная молодежная социокультурная среда.

Широкий спектр программ дополнительного профессионального образования.

Доступность образования (условия поступления, удобный образовательный процесс, индивидуальная траектории обучения).

Достаточно высокий уровень материально-технического и информационного обеспечения

Большая часть образовательного процесса переведена в цифровой формат.

Опыт маркетинговой деятельности, в том числе smm-маркетинга при работе с абитуриентами.

Наличие наработанных партнерских отношений со стратегическими работодателями и социальными партнерами юго-западной части Алтайского края.

Недостаточный уровень мотивации ППС.

Низкий уровень международного сотрудничества.

Недостаточный уровень развития сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

Недостаточная публикационная активность НПР.

Высокая дифференциация НПР по вкладу в формирование результатов научно-исследовательской деятельности.

Тенденция к увеличению среднего возраста ППС.

Отсутствие комплексного предложения результатов научных исследований для целевого заказчика, а также продвижения информации о научной деятельности.

Слабое развитие академической мобильности в результате языкового барьера.

Недостаточно полное использование потенциала ассоциации выпускников университета в части развития связей вуза с предпринимательским сообществом.

Возможности

Угрозы

Разработка и внедрение практико-ориентированных программ инновационного типа.

Расширение спектра основных и дополнительных программ подготовки кадров по приоритетным направлениям развития и критическим технологиям.

Развитие краткосрочной мобильности студентов, в том числе, в рамках создаваемых совместных программ бакалавриата, а также совместных двуязычных дистанционных курсов.

Расширение международного и межрегионального сотрудничества

Интеграция с индустриальными и социальными партнерами.

Постоянный и устойчивый рост доходов от образовательной деятельности, научно-исследовательских работ.

Обеспечение многоканального финансирования Института.

Привлечение и стимулирование молодых специалистов.

Развитие внутренней инфраструктуры и создание внешней системы электронного дистанционного образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, которое обеспечит Институту новую образовательную нишу, даст возможность существенно расширить географический рынок услуг дополнительного профессионального образования.

Активизация довузовской подготовки и расширить спектра услуг в этой сфере.

Изменение формата работы с заказчиками – не только подготовка отчетов или аналитических обзоров, но и экспертная поддержка и оперативное консультирование в соответствии с возникающими задачами, а также подготовка непосредственно проектов решений, поручений, положений нормативных правовых актов.

Концентрации дополнительных ресурсов на продвижении ключевых продуктов и разработок Института (коммерческие предложения, набор маркетинговых материалов, информационный интерфейс, интернет-портал).

Развитие системы студенческих научных обществ.

Увеличение количества и объемов финансируемых инновационных разработок за счет полученных грантов и других источников финансирования.

Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг.

Политика в сфере образования (повышение цен на обучение, повышение нижней границы баллов ЕГЭ).

Постоянная корректировка нормативной базы, регламентирующей процесс образовательной деятельности повышает неопределенность и формирует значительные объемы неэффективных трудозатрат НПР.

Низкий уровень платежеспособности населения.

Низкая готовность бизнеса по финансированию научно-исследовательских работ.

Отток молодежи в крупные городские агломерации.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о большом количестве сильных сторон и возможностей для Института. В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ – один из самых стабильных в юго-западной части Алтайского края, по показателям доходов и количества обучающихся по гуманитарным направлениям имеет лидирующие позиции. Институт обладает качественной образовательной инфраструктурой и достаточным кадровым потенциалом, использует современные образовательные технологии, отличается инновационными подходами к реализации образовательных услуг и менеджмента образовательных услуг.

1.4 Основные цели и приоритеты программы развития Института на 2021 – 2024 гг.

 

Миссия Рубцовского института (филиала) АлтГУ

Рубцовский институт (филиал) АлтГУ должен стать доминирующим центром классического высшего образования, науки, социальной и культурной жизни г. Рубцовска и районов юго-западной части Алтайского края.

Миссия Рубцовского института (филиала) АлтГУ заключается:

Программа развития Института является средством реализации стратегической цели развития университета на уровне его удаленного структурного подразделения и определяет приоритетные направления в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, рекрутингу абитуриентов, воспитательной деятельности, развитии инфраструктуры, хозяйственной деятельности и системе управления Институтом.

Деятельность Института строится на следующих базовых принципах: формирование индивидуальной траектории обучения студентов, использование информационных и инновационных технологий в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели сформулированы соответствующие приоритетные задачи Рубцовского института (филиала) АлтГУ:

Программа развития Института предполагает разработку и реализацию программ по приоритетным направлениям деятельности:

  • эффективный маркетинг в сферах образования и науки: активное позиционирование и продвижение Института, оптимальной системы привлечения абитуриентов;
  • формирование системы непрерывного открытого образования на основе информационных и коммуникационных технологий;
  • интеграция образовательного процесса с научными исследованиями, включение ППС и студентов внаучные и проектные коллективы, поддержка прикладных исследований и экспертно-аналитических проектов, внедрение эффективной системы коммерциализации результатов НИР;
  • активная кадровая политика, направленная на стимулирование научной и образовательной эффективности деятельности, на привлечение представителей бизнеса и научной среды к проектной и образовательной деятельности;
  • широкомасштабное использование цифровых технологий;
  • создание привлекательной университетской среды и инфраструктуры.

2. Стратегические направления деятельности Института

2.1 Рекрутинг абитуриентов и выстраивание образовательного пространства

  1. Формирование эффективной маркетинговой стратегии Института с учетом потребностей г. Рубцовска, юго-запада Алтайского края и ближнего зарубежья.
  2. Активное продвижение и позиционирование Института как представителя единственного классического опорного университета в Алтайском крае.
  3. Наполнение информационного пространства сведениями о различных аспектах деятельности Института: его достижениях, предоставляемых образовательных услугах, проведении научных, спортивных, культурных мероприятиях.
  4. Использование эффективных систем формирования общественного мнения в среде школьников, учащихся колледжей, учителей, родителей, работодателей:
  • ежегодно проводимые Всероссийское историческое тестирование, Тотальный диктант, Всероссийские, региональные и межвузовские олимпиады, экономический и географический диктант, Всероссийский статистический диктант;
  • репетиционные экзамены в формате ЕГЭ, пробные ЕГЭ в период осенних и весенних каникул, консультации школьников по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, в том числе дистанционно;
  • родительские собрания на базе Института совместно с Управлениями образования г. Рубцовска и районов юго-западной части Алтайского края;
  • мероприятие «Профновигатор» для школьников и учащихся СПО.
  1. Дальнейшее преобразование Института в центр повышения квалификации и развития профессиональных компетенций учителей школ и колледжей г. Рубцовска и районов юго-западной части края, в том числе, с использованием дистанционных технологий обучения: организация обучения по программам профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», «Педагогика и методика преподавания по предметам», курсов повышения квалификации «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования (дистанционный курс)», «Охрана труда в образовательной организации», «Педагогические аспекты использования информационных технологий в условиях реализации ФГОС».
  2. Ежегодное функционирование площадки для проведения ярмарки образовательных учреждений СПО «Построй свое будущее». Активное участие в ярмарках образовательных учреждений ВО «Строим будущее Алтая».
  3. Позиционирование достижений студентов Института в информационном пространстве.
  4. Мониторинг качества приема в Институт.

Ожидаемые результаты:

  • 100 % охват доступных социальных сервисов для увеличения процента потенциальных потребителей образовательных услуг.
  • Внедрение и реализация модели адресной работы с одаренными школьниками в рамках довузовского образования.
  • 100 % выполнение контрольных цифр приема по программам высшего и среднего профессионального образования по всем формам обучения, с последующим ежегодным увеличением их на 10 %.
  • Рост числа поступивших на направления подготовки ВО.
  • Увеличение доли выпускников СПО Института, поступивших на программы ВО.
  • Увеличение количества профильных смен для школьников и числа школьников, задействованных в них.
  • Увеличение доли поступивших в Институт из стран ближнего зарубежья.
  • Обеспечение качества приема, прежде всего, за счет роста среднего балла ЕГЭ у поступающих в Институт.

2.2 Образовательная деятельность

  • Формирование и развитие инновационной многоуровневой модели подготовки кадров; повышение качества основных образовательных программ и учебных планов, реализуемых в учебном процессе, на основе анализа потребностей рынка труда.
  • Разработка и реализация наиболее привлекательных программ СПО и ВО с учетом спроса на рынке образовательных услуг, демографической ситуации.
  • Расширение спектра направлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе совместного с хозяйствующими субъектами мониторинга потребностей в профессиональных кадрах. Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников предприятиями региона, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными предприятиями.
  • Совершенствование основных образовательных программ ВО и СПО, дальнейшее развитие системы довузовского образования, системы дополнительного образования
  • Совершенствование интерактивных форм обучения включая методы проектного обучения, анализа конкретных ситуаций (кейсов), деловых игр; совершенствование интерактивных учебных курсов, методик электронного образования в практике реализации очной, заочной, очно-заочной формы обучения.
  • Совершенствование инновационных методик преподавания, учебных материалов и программного обеспечения для всех форм обучения, осуществляемого с привлечением электронных обучающих средств и дистанционных технологий.
  • Обеспечение преемственности непрерывного многоуровневого образования: довузовская подготовка, среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат), дополнительное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).
  • Обеспечение доступа студентов и преподавателей к объединенным информационным ресурсам вузов и мировой информационной среды, а также внедрение автоматизированных обучающих систем, опирающихся на новейшие информационные технологии.
  • Повышение академической мобильности преподавателей, студентов за счет расширения международных обменов.
  • Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательного процесса, обеспечение обучающихся современной учебной и научной литературой, ресурсами электронной информационно-образовательной среды Института.
  • Повышение уровня кадрового обеспечения образовательного процесса Института. Совершенствование планирования учебной нагрузки и оплаты труда преподавателей.
  • Разработка и реализация практико-ориентированных образовательных программ, реализуемых с реальным сектором экономики, установление тесного взаимодействия с работодателями по вопросам формирования образовательных программ и оценки качества образования, посредствам реализации форм партнерских отношений Института с предприятиями и организациями.
  • Развитие системы дополнительного профессионального образования с учетом ориентации на соответствующие профессиональные стандарты.
  • Развитие системы дополнительного образования детей и взрослых.
  • Дальнейшее совершенствование взаимодействия с базовыми кафедрами Института (в соответствии с целями и задачами деятельности кафедр).
  • Развитие материально-технической базы Института для обеспечения учебного процесса; обеспечение рациональной реорганизации и использования имущественного комплекса Института в учебных и научных целях; создание лабораторной и экспериментальной базы для подготовки современных специалистов; расширение взаимодействия Института с субъектами социального партнерства и индустриальными партнерами.
  • Модернизация системы менеджмента качества образования: совершенствование системы менеджмента качества образования и построение системы управления качеством образования.

 

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение учебного процесса электронными учебными курсами: 100 % по каждому направлению подготовки.
  • Выполнение показателя: не менее 35 % контингента студентов очной формы обучения должны пройти обучение по программам дополнительного профессионального образования;
  • Выполнение показателя: увеличение численности обучающихся, участвующих в программах академической мобильности – ежегодно не менее 5% контингента студентов очной формы обучения.
  • Лицензирование новых образовательных программ наиболее востребованных на рынке труда: по направлениям подготовки высшего образования – 1 программа, по специальностям среднего профессионального образования – 1 программа.
  • Развитие личностно-профессионального потенциала и мобильности молодых специалистов, совершенствование процесса диверсификации, то есть создание наиболее гибкой системы образования, способной реагировать на любые изменения в сфере конъюнктуры рынка.
  • Привлечение к реализации образовательных программ в системе дополнительного профессионального образования квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций – не менее 30 % от объема образовательной программы.
  • Увеличение направленности предлагаемых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки – ежегодный рост числа программ не менее 20 %.
  • Расширение возможностей системы дополнительного профессионального образования и обеспечение качества обучения за счет использования новейших информационных технологий (реализация дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) по программам профессиональной переподготовки и программам повышения квалификации – 100 % реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий (по запросу рынка).
  • Развитие гибкости системы дополнительного образования Института с учетом потребностей внешней среды.
  • Разработка и внедрение внутренней системы оценки качества образования (требование ФГОС 3++).

 

2.3 Развитие конкурентного сектора научных исследований и разработок

  • Развитие полифункционального Web-пространства Рубцовского института (филиала) АлтГУ, обеспечивающего полноту, актуальность, востребованность и доступность информации о результатах научной и инновационной деятельности Института.
  • Разработка и внедрение компонента «Веб-портфолио научно-педагогического работника» как инструмент обобщения наиболее значимых результатов научной деятельности НПР.
  • Реализация принципа обучения через проведение научных исследований на всех этапах подготовки обучающихся.
  • Формирование открытого информационного пространства научных коммуникаций. Увеличение количества участников научно-исследовательских проектов с международным участием, повышение академической мобильности и совместные проекты с партнерскими организациями.
  • Создание инновационной площадки для проведения конференций, научных семинаров, форумов, выставок (в том числе в интерактивной форме) различного уровня по приоритетным направлениям с целью обмена опытом, расширения контактов и позиционирования Института.
  • Повышение публикационной активности, индивидуальных наукометрических показателейи академической репутации НПР.
  • Создание центра лингвистической поддержки научно-публикационной активности НПР.
  • Повышение уровня научно-практических мероприятий, проводимых в Институте. Увеличение доли зарубежных участников научных мероприятий.
  • Вхождение НПР Института в межвузовские научно-исследовательские коллективы.
  • Повышение персональной ответственности руководителей и членов научных авторских коллективов за качество результатов НИР.
  • Создание и развитие на базе Рубцовского института (филиала) АлтГУ молодежных учебно-научных лабораторий.
  • Создание для студентов и молодых преподавателей-исследователей колаборационной среды, стимулирующей к занятиям академической деятельностью.
  • Формирование центра содействия талантливой молодежи «Лифт таланта».
  • Мониторинг потребностей потенциальных заказчиков и формирование компонента «Банк инновационных проблем», а также зная возможности Института компонента «Банк инновационных проектов, идей и возможностей».
  • Расширение спектра научных исследований и формирование их тематики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края и приоритетами Стратегии научно-технологического развития России.
  • Интеграция в создаваемый промышленный технопарк запускаемый группой компаний «Алмаз».
  • Заключение договоров о совместном сотрудничестве с ведущими компаниями города Рубцовска и Алтайского края (ООО «Союз 2000», группа компаний «Алмаз», АО «Мельник», ООО «Рубцовский ЛДК»).
  • Активное участие в международных, федеральных и региональных инновационных программах и проектах.
  • Формирование проектно-исследовательских групп по обеспечению научного сопровождения деятельности хозяйствующих субъектов с учетом их специфики.

 

Ожидаемые результаты:

  • Прирост количества статей в журналах Scopus не менее чем на 150 % (1,5 раза) и не менее чем на 200 % (в 2 раза) в журналах Web of Science, до уровня не менее, чем 15 статей в год в Scopus и не менее, чем 20 статей в год в Web of Science.
  • Увеличение к 2024 году числа студенческих научных сообществ (лабораторий), не менее чем до 3.
  • Рост числа студенческих грантов, подаваемых на внутренние и внешние конкурсы, не менее чем до 10 грантов в год.
  • Реализация молодежных стартапов – не менее 4 к 2024 году.
  • Увеличение числа студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность не менее 10 студентов от выпускающих кафедр к 2024 году.
  • Повышение качества и увеличение числа публикаций и выступлений студентов-исследователей.
  • Увеличение доли статей, подготовленных совестно со студентами – не менее 20 % от общего числа статей выпускающей кафедры.
  • Увеличение количества научных мероприятий, проводимых в Институте, рост интереса к ним среди студентов – не менее 6 мероприятий в год к 2024 году.
  • Увеличение доли НПР в выполнении заказных НИОКР и (или) инициативных научных проектах Института до 50 % к 2024 году.
  • Рост численности студентов занятых в выполнении НИОКР до 10 % от среднесписочной численности студентов.
  • Рост доходов от заказных НИР на 40 % и увеличение их доли в общем объеме доходов Института до 10 %.

2.4 Повышение эффективности управления Институтом

  • Организация эффективного управления реализацией Программы развития Института.
  • Адаптация организационной структуры Института к решению стратегических задач.
  • Соединение решения тактических задач в управлении Институтом со стратегией развития через механизм среднесрочного и краткосрочного планирования.
  • Модернизация системы управления Институтом на основе принципов управления качеством.
  • Развитие корпоративной информационной системы и сетевой инфраструктуры, интегрирующей источники данных и информационные потоки всех субъектов Института и инновационных структур по всем аспектам их деятельности.
  • Совершенствование системы поддержки и сопровождения управленческих решений на основе мониторинга ресурсов, контроля фактического распределения и оценки эффективности их использования.
  • Совершенствование нормативных документов, регламентирующих использование кадровых, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов, в целях обеспечения эффективного управления Институтом.
  • Создание в коллективе атмосферы общей заинтересованности в результатах труда, поддержки и стремления отстаивания интересов Института во всех сферах его деятельности.
  • Создание системы повышения квалификации работников административно-управленческого персонала всех категорий.
  • Расширение взаимодействия с органами власти, работодателями, их объединениями, благотворительными фондами для привлечения их к финансированию деятельности Института.
  • Оптимизация функционирования структурных подразделений Института с учетом оценки финансовых и иных результатов деятельности и перспективы их развития Проведение регулярных опросов и анкетирования студентов и сотрудников Института по вопросам качества учебного процесса, материально-технической базы, работы библиотеки и т.д.
  • Совершенствование рейтинговой системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава (повышение значимости научно-исследовательской работы в общей системе критериев оценки работы ППС), научного и учебно-вспомогательного персонала (с учетом бюджетных и внебюджетных источников финансирования и системы оценки трудоемкости), а также организационно-экономического механизма повышения эффективности трудовой деятельности персонала.

 

Ожидаемые результаты:

  • Достижение целевых показателей деятельности Института.

2.5 Развитие кадрового потенциала Института

  • Разработка и реализация программы развития кадрового потенциала, предусматривающей привлечение к преподавательской и научной деятельности Института наиболее компетентных выпускников, ведущих работников образования и науки, а также специалистов практической сферы деятельности, сочетающих аналитическую работу с принятием производственных оперативных и стратегических решений; поддержка аспирантов.
  • Формирование кадрового резерва руководящего состава Института, структурных подразделений, а также педагогического и научного резерва.
  • Повышение профессионально-квалификационного уровня педагогических работников и других сотрудников Института как условие обеспечения высокого качества образования, научных исследований и соблюдения требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
  • Оптимизация численности персонала, организационной структуры и управления в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и финансовыми возможностями Института.
  • Совершенствование системы материального стимулирования, развитие социальной поддержки сотрудников Института.

 

Ожидаемые результаты:

  • Привлечение и стимулирование молодых специалистов.
  • Увеличение доли ППС, реализующих инновационные технологии, принимающих участие в различных профессиональных конкурсах.
  • Увеличение числа сотрудников, обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
  • Обеспечение количества защит кандидатских диссертаций – не менее 2 в год, количества обучения по программам дополнительного профессионального образования – не менее 20 человек в год).

2.6 Развитие информационно-цифровой среды Института

  • Разработка площадок ивнедрение цифровых корпоративных систем автоматизации управления вузом (1С-университет Проф).
  • Развитие и совершенствование действующих систем управления обучением, развитие ЭИОС в образовательном учреждении.
  • Внедрение и совершенствование современных средств и технологий деятельности образовательного учреждения.
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании (обучающие системы, организация образовательного процесса, цифровизация информационных ресурсов).
  • Внедрение цифровой площадки для проведения и мониторинга обучения с возможностью подключать экспертное сообщество, куда входят работодатели и представителя научного сообщества.
  • Цифровая трансформация работы с обучающимися и абитуриентами, направленная на повышение качества организации и проведения обучения путем создания возможности работать с учебными материалами с применением электронных ресурсов в любом месте и в любое время.
  • Совершенствование модели формирования портфолио студента с возможностью структуризации данных о студентах по направлениям внеуниверситетской деятельности.
  • Реализация возможности оперативного анализа образовательной деятельности в Институте и получение итоговых отчетов с использованием системы «1С: Университет ПРОФ».
  • Внедрение концепции «Цифровой университет» путем постепенного перехода к единой корпоративной платформе управленческо-образовательной среды.
  • Развитие и совершенствование корпоративной сети Института с целью внедрения и активного использования возможностей цифровизации.
  • Реализация и поддержка системы удаленного доступа для технологического и информационного обеспечения модулей дистанционного обучения и открытого образования.
  • Систематическая модернизация технических средств и программно-информационного наполнения научно-образовательной среды.
  • Материальное и финансовое обеспечение работ по информатизации и телекоммуникации в Институте из бюджетных и внебюджетных источников.

 

Ожидаемые результаты:

  • Реализация автоматизированных административно-управленческих процессов в образовании (использование цифровых средств для хранения и обработке информации, нормативно-правовое обеспечение цифрового образовательного процесса, определение экономической эффективности цифровизации образования).
  • Формирование образовательных результатов готовности субъекта к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики, в соответствии с персональными образовательными потребностями, требованиями образовательных стандартов, конкретногоработодателя (заказчика).
  • Создание персонализованного образовательного процесса обучения, внедрение цифровых педагогических технологий, использование метацифровых программно-аппаратных систем и комплексов.
  • Внедрение прикладного программного решения «1С: Университет ПРОФ».
  • Оптимизация деятельности вуза за счет объединения информационных потоков образовательного учреждения в три кластера: учебный, научно-инновационный и административно-хозяйственный.
  • Привлечение и стимулирование молодых специалистов.
  • Увеличение доли ППС, реализующих инновационные технологии, принимающих участие в различных профессиональных конкурсах.
  • Увеличение числа сотрудников, обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
  • Обеспечение количества защит кандидатских диссертаций – не менее 2 в год, количества обучения по программам дополнительного профессионального образования – не менее 20 человек в год).

2.7 Воспитательная работа и социализирующая деятельность

  • Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
  • Совершенствование системы студенческого самоуправления путем развития лидерских качеств, формирования основ корпоративной культуры.
  • Создание инновационной среды с целью развития творческих способностей студентов.
  • Создание системы предварительного трудоустройства будущих выпускников.
  • Профилактика здорового образа жизни, создание условий для развития физической активности студента.
  • Укрепление позиций Института как центра культуры региона, развитие творческих коллективов.
  • Создание условий для развития толерантности студентов и воспитание духовной, правовой, политической и этической культуры.
  • Организация процесса профессиональной адаптации выпускника вуза (создание ассоциации выпускников, базы данных выпускников и пр.).
  • Создание системы психологического консультирования для обеспечения комфортной воспитательной среды в Институте.
  • Организация молодежного инновационного пространства «Студенты – Городу».

 

Ожидаемые результаты:

  • Регистрация НКО «Лига студентов Рубцовского института (филиала) АлтГУ» с целью реализации студенческим сообществом социально-значимых проектов и инициатив на основе грантов.
  • Создание Ассоциации выпускников Института (форум выпускников на портале, группы в социальных сетях).
  • Увеличение числа студентов, вовлеченных в творческие, волонтерские и спортивные коллективы Института.
  • Формирование социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития и социализации личности: создание для студентов условий, направленных на активную жизнедеятельность, гражданское самоопределение и самореализацию, максимальной удовлетворение потребностей в духовном, интеллектуальном, культурном, нравственном развитии.
  • Вовлечение молодежи в социально значимые проекты города и региона.
  • Реализация автоматизированных административно-управленческих процессов в образовании (использование цифровых средств для хранения и обработке информации, нормативно-правовое обеспечение цифрового образовательного процесса, определение экономической эффективности цифровизации образования).
  • Формирование образовательных результатов готовности субъекта к жизни в цифровом обществе и эффективной деятельности в условиях цифровой экономики, в соответствии с персональными образовательными потребностями, требованиями образовательных стандартов, конкретногоработодателя (заказчика).
  • Создание персонализованного образовательного процесса обучения, внедрение цифровых педагогических технологий, использование метацифровых программно-аппаратных систем и комплексов.
  • Внедрение прикладного программного решения «1С: Университет ПРОФ».
  • Оптимизация деятельности вуза за счет объединения информационных потоков образовательного учреждения в три кластера: учебный, научно-инновационный и административно-хозяйственный.
  • Привлечение и стимулирование молодых специалистов.
  • Увеличение доли ППС, реализующих инновационные технологии, принимающих участие в различных профессиональных конкурсах.
  • Увеличение числа сотрудников, обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
  • Обеспечение количества защит кандидатских диссертаций – не менее 2 в год, количества обучения по программам дополнительного профессионального образования – не менее 20 человек в год).

2.8 Материальное обеспечение и финансово-экономическая деятельность

  • Развитие финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих повышение самостоятельности, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений Института.
  • Развитие системы среднесрочного финансово-экономического прогнозирования уровня доходов Института по отдельным видам деятельности для своевременного принятия решений о перераспределении ресурсов по наиболее перспективным направлениям.
  • Совершенствование системы мониторинга доходов и расходов Института в режиме «реального времени».
  • Совершенствование механизмов ценообразования и текущего мониторинга эффективности оказываемых образовательных услуг на основе постоянных маркетинговых исследований и расчета затрат на одного обучающегося; развитие системы льгот, скидок, кредитования и т.д., повышающей привлекательность договорных отношений с обучающимися.
  • Повышение оперативности и эффективности процесса осуществления закупок.
  • Повышение надежности и уменьшение энергоемкости сетей инженерного обеспечения учебных, административных и социальных объектов Института.
  • Совершенствование в целях снижения вероятного ущерба комплексной безопасности Института, включая пожарную безопасность сооружений, террористическую защищенность зданий и процессов, предотвращение хищений федерального и личного имущества.
  • Повышение уровня благоустройства территории Института.
  • Совершенствование системы охраны труда и техники безопасности методом реализации мероприятий по результатам проведения плановых аттестаций рабочих мест и помещений.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • Создание системы прогнозирования финансово-экономических результатов деятельности Института.
  • Повышение результативности закупочной деятельности.
  • Осуществление текущего и капитального ремонта в учебных и вспомогательных аудиториях, а также в коридорах и фойе в обоих корпусах Института.
  • Выполнение «Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации» по результатам Специальной оценки условий охраны труда в 2020 году.

 

3. Финансовое обеспечение реализации программы

Выполнение программы развития Института на период до 2024 г. предполагает использование всех видов имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов Института, привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых средств Института, централизованных средств поддержки Алтайского государственного университета.

Финансовые средства направляются на приобретение современного учебно-лабораторного и научного оборудования, программного обеспечения, разработку и реализацию учебных программ, профессиональную переподготовку и повышение квалификации научно-педагогических работников, совершенствование системы управления Институтом, на все мероприятия по развитию и укреплению материально-технической базы.

Планируемая структура и объемы ресурсов и расходов по конкретным (основным) мероприятиям программы ежегодно рассматриваются Ученым советом Института и согласовываются с ректором университета в виде Приложения 2 «Необходимые ресурсы на реализацию основных мероприятий» к настоящей программе.

Таким образом, финансовое обеспечение реализации программы неразрывно связано с проведением мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета Института и целенаправленное применение и оптимизацию расходования ресурсов и средств.

Планируется, что увеличение доходной части бюджета Института будет происходить за счет:

Оптимизация расходной части бюджета Института связана с оптимизацией структуры набора и организации учебного процесса.

Динамика доходов Института на период Программы развития представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Структура доходов на 2021 - 2024 гг., млн. руб.

 

2021

2022

2023

2024

Статья доходов

Объем

%%

Объем

%%

Объем

%%

Объем

%%

Бюджетная субсидиястипендиальное обеспечение

7,3

7,6

7,7

7,7

7,7

7,5

7,9

7,4

Бюджетная субсидия на выполнение государственного задания

14,2

14,9

14,8

14,9

15,3

14,9

15,9

14,9

Внебюджетные поступления средств от образовательныхуслуг

70,5

73,7

73,3

73,7

76,2

73,9

79,1

74,2

в т.ч. ВО

27,8

29,1

28,9

29,1

30,0

29,1

31,2

29,3

в т.ч. СПО

40,2

42

41,8

42

43,5

42,2

45,2

42,4

в т.ч. ДПО

2,5

2,6

2,6

2,6

2,7

2,6

2,7

2,5

Иная научно-исследовательская деятельность

2,4

2,5

2,4

2,4

2,5

2,4

2,5

2,3

Иная приносящая доход деятельность

1,2

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

1,2

Итого доходов

95,6

100

99,5

100

103,0

100

106,7

100

Динамика расходов Института на период Программы развития представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Структура расходов на 2021 - 2024 гг., млн. руб.

 

2021

2022

2023

2024

Статья расходов

Объем

%%

Объем

%%

Объем

%%

Объем

%%

Зарплата научно-педагогических работников

27,3

29,3

28,8

29,9

30,5

30,7

31,0

31,0

Зарплата других категорий сотрудников

24,2

25,9

25,3

26,3

25,5

25,6

25,8

25,8

Начисления на зарплату

15,4

16,5

16,1

16,7

16,8

16,9

17,1

17,1

Капитальные вложения и закупка материальных запасов

5,3

5,7

5,4

5,6

5,5

5,5

5,5

5,5

Прочие расходы

7,6

8,1

6,7

7,0

7,1

7,1

6,0

6,0

Стипендиальное обеспечение

7,3

7,8

7,7

8,0

7,7

7,8

7,9

7,9

Коммунальные расходы и налоги

5,3

5,7

5,4

5,6

5,5

5,5

5,7

5,7

Премирование физических лиц за достижения в области образования

0,9

1,0

0,9

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0

всего

93,3

100

96,3

100

99,5

100

100,0

100

 

4. Управление реализацией программы и её основные итоги

 

Программа развития Института составлена на период до 2021 – 2024 гг.

С целью повышения результативности мероприятий программы развития предполагаются:

  • мониторинг реализации программы;
  • мониторинг внешней среды, включая муниципальный, региональный и национальный рынки образовательных и научных услуг;
  • открытость в принятии решений по программе, систематическое обсуждение хода реализации программы в подразделениях Института, учет мнения и активное участие профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Института.

Коллективным органом управления программой развития является Ученый совет Института, принимающий программу, вносящий в нее изменения и дополнения, рассматривающий итоги реализации запланированных по программе мероприятий. Оперативное управление реализацией соответствующих разделов программы осуществляют заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научной работе, заведующие кафедрами, начальник финансово-экономического отдела – главный бухгалтер, начальник отдела правового и кадрового обеспечения, начальник отдела технического и программного обеспечения, руководитель студенческого центра, начальник отела по связям с общественностью, ведущий инженер-энергетик, заведующий библиотекой. Общее руководство и контроль реализации программы развития осуществляет директор Института.

Вследствие происходящих быстрых изменений во внешних условиях планируется ежегодная корректировка мероприятий (а также сроков их реализации) и ключевых показателей эффективности программы развития, осуществляемая Ученым советом Института.

В результате выполнения программы развития Институт должен достигнуть уровня развития, обеспечивающего стабильную опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов для г. Рубцовска и районов юго-западной части Алтайского края, а также высокий уровень выполнения прикладных научных исследований.

Основные итоги реализации программы развития:

Достижение Институтом лидирующих позиций по профильным направлениям научно-образовательной деятельности в г. Рубцовске и юго-западной части Алтайского края.