Программа развития 2021-2024
Программа развития Рубцовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (далее – Рубцовский институт (филиал) АлтГУ или Институт) на 2021-2024 гг. разработана на основе Программы стратегического развития Алтайского государственного университета на период 2017-2021 гг.
Программа принята на заседании ученого совета ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" от 29.12.2020, протокол № 3.
Программа развития Института является средством реализации стратегической цели развития университета на уровне его удаленного структурного подразделения и определяет приоритетные направления в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, рекрутингу абитуриентов, воспитательной деятельности, развитии инфраструктуры, хозяйственной деятельности и системе управления Институтом.
Программа развития Института содержит цели, задачи и мероприятия по основным и обеспечивающим видам деятельности, ключевые показатели достижения целей, сроки и необходимые ресурсы для её реализации.
В программе учтены основные тенденции развития и направления модернизации системы образования РФ, требования ФГОС ВО и СПО, основные направления и особенности социально-экономического развития и потребность в профессиональных кадрах г. Рубцовска и юго-западной части Алтайского края.
Программа опирается на сложившиеся в Алтайском государственном университете и Рубцовском институте традиции и корпоративную культуру, высококвалифицированные научно-педагогические кадры.
Программа развития нацелена на достижение Институтом уровня образовательного подразделения современного классического университета и расширение роли Университета как опорного вуза в образовательной, научно-исследовательской, инновационной и культурной деятельности в юго-западной части Алтайского края.
Созданный в 1996 году Рубцовский институт (филиал) АлтГУ в настоящее время стал центром подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики, менеджмента, юриспруденции, информационных технологий и психологии, в первую очередь, для юго-западной части Алтайского края, что подтверждается наличием широкого спектра реализуемых Институтом образовательных программ среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования.
Образовательный потенциал Института
По состоянию на 01.12.2020 года в составе вуза осуществляют образовательную деятельность 4 кафедры, 4 центра дополнительного профессионального образования при кафедрах, «Университет Красоты», организованы 2 Базовые кафедры и юридическая клиника. Организационная структура управления Института представлена в Приложении 1.
Педагогические работники полностью соответствуют квалификационным характеристикам к должностям руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденным приказом Минсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н и разработанным на их основе квалификационным характеристикам и требованиям к должностям преподавательского и профессорско-преподавательского состава в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», утвержденным приказом ректора от 19.06.2020 № 692/п.
Структура профессорско-преподавательского состава позволяет осуществлять учебный процесс на высоком уровне, охватывает все области и дисциплины, предусмотренные основными образовательными программами, легко адаптируется к новым изменяющимся требованиям. К реализации образовательных программ привлекаются высококвалифицированные специалисты с большим практическим опытом работы из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью образовательных программ. Доля специалистов-практиков соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает качественный практико-ориентированный процесс обучения.
В настоящее время Институт ведет подготовку кадров по 6 специальностям СПО и 6 направлениям подготовки ВО:
Высшее образование:
Среднее профессиональное образование:
За период 2017-2020 год по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) обучено 1022 чел, по программам дополнительного образования детей и взрослых – 1204 чел.
Численность слушателей программ дополнительного образования по состоянию на 01.12.2020 г. составляет 155 чел.
Приоритетным направлением учебной деятельности Института в настоящее время является задача развития системы многоуровневого непрерывного образования, охватывающая различные слои населения г. Рубцовска и прилегающих районов – от младших школьников до пенсионеров.
Миссия - от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.
Главная задача в организации учебного процесса в настоящее время - формирование непрерывного и опережающего обучения, нацеленного на индивидуализацию спроса, так как профессионально-образовательная мобильность современного квалифицированного выпускника должна быть высокой.
Новые информационные технологии, средства вычислительной техники и телекоммуникаций Института предоставляют развитые возможности для организации процесса обучения:
Кафедры Института используют дистанционные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, успешно применяют модель опережающего образования.
В Институте создается учебно-лабораторная база в соответствии с ФГОС.
С 2010 г. кафедры Института осуществляют поддержку студенческого учебного предприятия, это имитационная модель «живого» предприятия, студенты различных направлений бакалавриата обеспечиваютбизнес-процессы этого предприятия в рамках своих компетенций, данное виртуальной учебное предприятие в текущем учебном году должно стать бизнес-инкубатором для студентов всех направлений подготовки ВО Института.
Все направления подготовки высшего образования и специальности среднего профессионального образования в полной мере обеспечены учебной литературой и электронными учебными изданиями в соответствии с ФГОС.
Систему ДПО обеспечивают кафедры и при них центры ДПО:
Центр сертифицированного обучения
Целью деятельности центра является: обеспечение подготовки,переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда и оказания консультационных услуг в сфере управления предприятием, формированием и анализом бухгалтерских данных и прочих услуг.
Центр дополнительного образования «Логос»
Целью деятельности центра является реализация дополнительных образовательных и дополнительных профессиональных образовательныхпрограмм различной направленности.
Центр информационных технологий
Целью деятельности центра является обеспечение дополнительного образования населения с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда и оказания консультационных услуг в сфере информационных технологий.
Центр повышения квалификации и развития профессиональных компетенций «Управление, оценка и право»
Целью деятельности центра является реализации дополнительных образовательных, консалтинговых и других видов услуг, работ в соответствии с единой государственной политикой в области дополнительного профессионального образования.
В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ обеспечивает повышение квалификации и переподготовку по более чем 50 программам ДПО для жителей г. Рубцовска и прилегающих районов юго-западной части края.
В января 2017 г. функционирует «Университет красоты» по двум направлениям: ногтевой сервис, технология прически.
Контингент обучающихся и выпускников
Численность студентов Института по состоянию на 01.12.2020 г. составляет по направлениям подготовки высшего образования – 656 чел. по программам среднего профессионального образования – 947 чел., всего 1603 чел. Численность студентов, обучающихся в Институте на бюджетной основе, составляет 14,5 % от общей численности студентов.
За последние четыре года Институт выпустил 414 бакалавров и307 специалистов СПО.
Подготовка специалистов для реального сектора экономики
Выпускники Института широко востребованы в разных отраслях экономики и сферах бизнеса. Ежегодный уровень трудоустройства наших выпускников составляет в среднем 90 % по всем формам обучения.
За последние три года были заключены около 30 долгосрочных договоров на проведении практики студентов, 154 договора с различными субъектами экономики.
Кадровый потенциал Института
Штатная численность 120 человек. Среднесписочная численность работников Института на 01.12.2020 составляет 107,1 чел. К обеспечению образовательного процесса в Институте привлечено 85 чел., из них штатных ППС – 24 чел., (остепененность 83 %); ПС – 17 чел., (остепененность 6 %); внутренних совместителей с учетом преподавателей из АлтГУ – 27 чел. (остепененность 30 %); внешних совместителей 17 чел. (остепененность 12 %).
Средний возраст штатных ППС – 48 лет; штатных ПС – 43 года.
Материальная база Института
Институт имеет в своем распоряжении на правах оперативного управления два учебных корпуса с хозблоками общей площадью 8,8 тыс. кв.м., два земельных участка общей площадью 1,4 га, помещение гостиницы для иногородних преподавателей общей площадью 108,5 кв.м., две столовые, медицинский кабинет, спортивную площадку, тренажерный зал, лыжную базу, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Информатизация Института
В Рубцовском институте создана и успешно функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), которая обеспечивает автоматизацию процессов управления образовательным учреждением. Это интегрированная система управления базами данных корпоративного типа, которая отражает его организационную и функциональную структуру, виды образовательной, информационной, финансовой, коммерческой деятельности вуза и процессы управленияобразовательным учреждением.
Подсистемами ЭИОС охвачены все процедурные операции создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации, связанные с управлением организационно-функциональной структурой Института, персоналом, учебным процессом, учебно-методической, административной и финансово-хозяйственной деятельностью. Полностью автоматизирована деятельность специалистов приемной комиссии, отдела по работе со студентамии ряда линейных подразделений Института. В интегрированной базе данных отражены информационные и управленческие процессы организации, их направления, с контролем научной, учебной, финансовой, коммерческой деятельности предприятия; библиотечно-библиографическогои документационного обеспечения; состояния средств информационно-коммуникационной инфраструктуры Института. На сайте Института реализован информационно-образовательный портал, обеспечивающий управляемый интерактивный режим доступа к сведениям и информации об учебно-образовательной деятельности Института.
Появилась возможность использовать системы виртуализации для создания мощных и сложных информационных структур предприятия, что позволяет более эффективно применятьдействующие программно-аппаратные ресурсы в учебной и административной деятельности. Серверная виртуализация позволяет оптимизировать использование вычислительных ресурсов, повысить масштабируемость и расширяемость IT-инфраструктуры, отказоустойчивость и безопасность сервисов с поддержкой устаревших и несовместимых систем, реализовать технологии виртуальных сетей, сократить расходы на содержание и модернизацию. Для информатизации Рубцовского института эти системы имеют важнейшее значение: создание новых Интранет-приложений, интеграция ЭИОС Института в корпоративную сеть АлтГУ, использование принципиально новых систем для образовательной и научной деятельности.
Таким образом, в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ, как одного из подразделений университета, в настоящее время, создана база для качественного обеспечения всех процессов, но с учетомдальнейшего развития Института (открытия новых специальностей, увеличения приема абитуриентов, цифровизации) необходима реализация единой информационно-образовательной среды Университета.
Объединение задачкорпоративного управления Алтайским государственным университетом и выполнения основной образовательной и научной деятельности удаленных подразделений (Рубцовский институт) с использованием современных информационных технологий требует создания единой университетской информационно-образовательной среды (ЕУИОС). ЕУИОС будет организована на базе веб-технологий, на основе уже реализованныхинформационных систем и СУБДуниверситета (1С «Университет»), а также личных кабинетов пользователей. Доступ в личные кабинеты ЕУИОС будет возможен как из внутренней сети, так и из внешней. Особенное внимание должно быть уделено интерфейсу, поскольку он определяет эффективность работы конечного пользователя в системе ЕУИОС. Набор доступных сервисов в личных кабинетах будет существенно расширен. Будет реализована возможность доступа в ЕУИОС с мобильных устройств. Единым окном доступа к ЕУИОС будет являться внутренний корпоративный портал Университета, реализуемый для Рубцовского института посредством защищенных VPN-каналов. Пользователь портала, будет получать доступ, в соответствии со своими правами, ко всем существующим базам данных и информационным системам Рубцовского института иАлтайского государственного университета. Для обеспечения быстрого и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ЕУИОС предполагается интерфейс доступа к разнообразным системам коммуникации: быстрые сообщения и оповещения в личных кабинетах, электронной почты, SMS рассылки, интеграция с IP телефонией и видеоконференцсвязью. Будет расширен набор сервисов по автоматическому формированию итоговой официальной отчетности. Одной из важных задач, решаемых с помощью ЕУИОС, является автоматизация основных бизнес-процессов образовательного учреждения. Интеграция ЕУИОС с корпоративной системой электронного документооборота позволит пользователям иметь доступ ко всем необходимым для работы документам через личный кабинет. Создание личных кабинетов работодателей с возможностью предложения вакансий и подбора персонала из числа студентов и выпускников Университета, опираясь на данные портфолио, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Виртуальные рабочие места участников образовательного процесса (студентов, преподавателей) будут интегрированы с системой электронного обучения. Это позволит студентам: получать всю необходимую информацию, связанную с обучением, в одном месте, а преподавателям – предоставит удобный инструмент для публикации учебных материалов и их дальнейшего эффективного использования.
Создание, модернизация и оснащение новейшим оборудованием учебных лабораторий, существенное обновление материально-технической базы ключевых подразделений Рубцовского института, обеспечивающих потребности рынка в новых разработках, образовательных, инжиниринговых, аутсорсинговых и экспертных услугах.
Научный потенциал Института
Число НПР работающих в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ по состоянию на 1 декабря 2020 года составляет 24 человека, из них ученую степень кандидатов наук имеют 19 человек, ученое звание доцента – 9. Приведенные показатели демонстрирует высокую долю кандидатов наук в общем количестве НПР Института. Отсутствие молодых кандидатов наук в возрасте до 35 лет является неблагоприятным фактором, что должно учитываться при реализации настоящей Концепции.
За последние два года число публикаций в журналах из перечня Scopus и Web of Science выросло. Последнее дает основание утверждать, что в Институтеимеется достаточный потенциал для роста показателя.
Показатель дохода от выполнения НИР является основным мониторинговым показателем эффективности деятельности вуза. За анализируемый периодс 2017 по 2020 годы показатель дохода от выполнения НИР оставался стабильным при одновременном росте числа заключенных договоров на выполнение научно-исследовательских работ на 20 %.
К благоприятным факторам анализируемого периода можно отнести: увеличение числа поданных грантовых заявок; подготовку и публикацию ряда монографий в рамках научных направлений филиала, в том числе с зарубежными соавторами; рост студенческих научных публикаций (в том числе и во внешних изданиях); вовлеченность студентов в выполнение хоздоговорных НИР.
Несмотря на существующие вызовы, Институт обладает достаточным потенциалом в области проведения НИР. Потенциал обусловлен в первую очередь направленностью образовательных программ вуза, их актуальностью и востребованностью на рынке; наличием в Институте НПР обладающих всеми необходимыми компетенциями для проведения самостоятельных и актуальных научных исследований. Кроме того, анализ публикационной активности НПР Рубцовского институ (филиала) АлтГУ показал наличие авторов довольно регулярно, печатающих результаты своих исследований в журналах из перечня Scopus и WoS.
С точки зрения развития зарубежной коллаборации Институт также обладает потенциалом, который может быть увеличен за счет развития российско-казахстанских программ, за счет взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами, за счет личных контактов НПР Института с зарубежными коллегами. Таким образом, несмотря на наличие целого ряда значимых вызовов, Институт, несомненно, обладает достаточным потенциалом в части развития НИР.
Финансовый потенциал Института
Финансирование Института осуществляется преимущественно за счет собственных средств. В таблице 1 представлена динамика доходов и расходов Института.
Таблица 1 - Динамика доходов и расходов Института, тыс. руб.
Факт |
Факт |
Факт |
Факт |
|
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Доходы Института |
||||
Субсидии |
13 209,7 |
14 797,3 |
15506,8 |
19 270,4 |
Субсидии ГЗ |
9 130,3 |
9 192,5 |
9 595,5 |
11 897,4 |
Целевые субсидии |
4 079,4 |
5 604, 8 |
5 911,3 |
7 373,0 |
Собственные доходы |
44 438,5 |
54 081,9 |
66 292,1 |
74 038,20 |
образовательные |
40 980,0 |
49 626,1 |
62 462,5 |
70 357,00 |
в т.ч. ВО |
27 937,1 |
28 541,9 |
29 832,5 |
27 738,80 |
в т.ч. СПО |
10 033,4 |
17 638,5 |
29 209,7 |
40 187,50 |
в т.ч. ДПО |
3 009,5 |
3 445,8 |
3 420,3 |
2 430,70 |
Прочие |
1 274,6 |
2 387,5 |
1 823,4 |
1 175,40 |
НИОКР |
2 183,9 |
2 068,3 |
2 006,2 |
2 505,70 |
Итого по источникам |
57 648,2 |
68 879,2 |
81 798,9 |
93 308,6 |
Расходы Института |
||||
Субсидии |
13 209,8 |
14 797,3 |
15 506,7 |
19 270,4 |
Субсидии ГЗ в том числе: |
9 130,3 |
9 192,5 |
9 595,5 |
11 897,4 |
Выплата персоналу |
4 459,5 |
5 294,1 |
6 100,7 |
6 361,8 |
Налоги на выплату персоналу |
1 346,9 |
1 589,5 |
1 840,7 |
1 894,6 |
Уплата налогов, сборов и иных платежей |
485,6 |
482,8 |
479,2 |
477,7 |
Закупкаработ, услуг |
2 438,3 |
1 602,2 |
1 174,9 |
2 856 |
Закупка товаров |
400,00 |
223,9 |
0 |
307,3 |
Целевые субсидии |
4 079,5 |
5 604,8 |
5 911,2 |
7 373,0 |
Собственные расходы в том числе: |
40 394,5 |
56 410,2 |
58 448,4 |
66 408,3 |
Выплата персоналу |
25 737,0 |
32 873,5 |
37 541,0 |
42 100,3 |
Налоги на выплату персоналу |
7 605,4 |
9 830,4 |
11 172,5 |
12 582,6 |
Социальные и иные выплаты |
486,4 |
629,1 |
1 173,8 |
740,9 |
Уплата налогов, сборов и иных платежей |
320,2 |
318,9 |
295,8 |
301,5 |
Закупкаработ, услуг |
2 836,5 |
4 643,7 |
5 782,3 |
7 783,4 |
Закупка товаров |
3 409,0 |
8 114,6 |
2 483,0 |
2 899,60 |
Итого по источникам |
53 604,3 |
71 207,5 |
73 955,1 |
85 678,7 |
Анализ доходов и расходов говорит о том, что большая часть средств состоитот поступлений от оказания услуг на платной основе и от приносящей доход деятельности. При реализации проектов, требующих больших единовременных затрат, финансовый потенциал Института не позволяет реализацию этих проектов. Достижение стратегической цели и решение задач развития вуза осуществляется путем скоординированного выполнения мероприятий программы, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения. Общий объем финансирования состоит из средств на целевые субсидии, субсидии на выполнение государственного задания и внебюджетное финансирование. Внебюджетное финансирование осуществляется преимущественно за счет средств Института от приносящей доход деятельности. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий по повышению конкурентоспособности будет осуществляться за счет собственных средств Института, сформированных за счет дохода от основной и дополнительной образовательной деятельности, а так же от проведения научно- исследовательских работ и прочих доходов. Объемы финансового обеспечения из средств федерального бюджета могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета. Развитие инфраструктуры будет осуществляться за счет капитальных вложений федерального бюджета и собственных средств Института. В случае необходимости часть мероприятий Программы развития может финансироваться за счет зарезервированных средств, переходящего остатка, что гарантирует полное финансовое обеспечение выполнения мероприятий программы.
В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ один из крупнейших научно-образовательных центров Рубцовского управленческого округа. Институт ведущий вуз юго-западной части Алтайского края по гуманитарному профилю подготовки. В Институте готовят: бакалавров по 6 направлениям подготовки; специалистов среднего звена по 7 специальностям.
В настоящее время в г. Рубцовске функционирует:
С 2006 года в г. Рубцовске численность студентов высших учебных заведений постоянно уменьшалась, что не соответствует общероссийской тенденции роста числа студентов высших образовательных учреждений.
Направления подготовки, реализуемые в Институте, присутствуют и в Рубцовском индустриальном институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», но при этом перечень предлагаемых филиалами профилей подготовки бакалавров отличается друг от друга. По экономическим направлениям подготовки бакалавров («Экономика», «Менеджмент») РИИ не проводит набор на бюджетной основе. Динамика числа поступивших за анализируемый период в вузы города Рубцовска представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика числа поступивших в 2017-2010 годах в вузы города Рубцовска
Достаточную серьезную конкуренцию Рубцовский индустриальный институт составляет в нише подготовки специалистов в сфере информационных технологий. Прием на места, обеспеченные госбюджетным финансированием Рубцовский индустриальный институт проводит по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Аналогичное направление подготовки присутствует вРубцовском институте (филиале) АлтГУ – «Прикладная информатика». Институт также проводит набор на бюджетные места. Конкурентное преимущество Институт обеспечивает за счет наличия уникальных профилей подготовки по данному направлению – «Цифровая экономика», «Цифровые технологии в юриспруденции», «Технологии искусственного интеллекта».
В Рубцовском управленческом округе Рубцовский институт (филиал) АлтГУ претендует на роль ведущего высшего учебного заведения, которое определяет перспективы развития экономики, сочетает качество подготовки специалистов с распространением высокоэффективных управленческих и информационных технологий.
Институт осуществляет «гибкую» политику приема студентов, проводит набор и обучение в соответствии с потребностями рынка.
Динамика контингента студентов на настоящий момент по специальностям ВО и СПО представлена в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Динамика контингента студентов на настоящий момент по направлениям подготовкиВО и специальностям СПО по городу Рубцовску
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
2023-2024 |
|
Выпуск после 9 кл. |
1310 |
1560 |
1341 |
1171 |
1143 |
1298 |
1311 |
Поступило после 9 кл. |
72 |
118 |
175 |
159 |
178 |
199 |
209 |
Доля поступивших (%) |
5,5 |
7,6 |
13 |
13,6 |
15,6 |
15,3 |
15,9 |
Выпуск после 11 кл. |
472 |
524 |
655 |
780 |
670 |
586 |
593 |
Поступило после 11 кл. |
174 |
164 |
145 |
228 |
255 |
285 |
292 |
Доля поступивших (%) |
36,9 |
31,3 |
22,1 |
29,2 |
38,1 |
48,6 |
49,2 |
Анализ динамики контингента студентов по специальностям ВО и СПО по городу Рубцовску показывает положительную динамику. На протяжении анализируемого периода наблюдается рост доли выпускников школ после 9 класса поступивших в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ.
В качестве негативной тенденции стоит отметить снижение количества поступающих на базе 11 классов за анализируемый период. Следует отметить, что данная тенденция наблюдается на фоне увеличения числа выпускников 11 классов и основном определяется выездом на обучение в крупные города. Причем миграция молодежи не является спонтанным решением, установка на отъезд с целью обучения формируется еще до окончания школы. При выборе направления миграции учитывается престижность вуза и средний уровень заработной платы. Возвратная миграция в город незначительна.
Таблица 3 - Динамика контингента студентов на настоящий момент по специальностям ВО и СПО по юго-западной части Алтайского края
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
2023-2024 |
|
Выпуск после 9 кл. |
2780 |
3092 |
3514 |
2959 |
2987 |
3337 |
3342 |
Поступило после 9 кл. |
44 |
72 |
72 |
106 |
119 |
133 |
139 |
Доля поступивших (%) |
1,6 |
2,3 |
2 |
3,5 |
4 |
4 |
4,1 |
Выпуск после 11 кл. |
1000 |
1112 |
1390 |
1546 |
1757 |
1479 |
1470 |
Поступило после 11 кл. |
124 |
105 |
120 |
153 |
175 |
192 |
203 |
Доля поступивших (%) |
12,4 |
9,4 |
8,6 |
9,9 |
10 |
13 |
13,8 |
Динамика контингента студентов по специальностям ВО и СПО по юго-западной части Алтайского края характеризуется несколько иными тенденциями. Положительным моментом является рост числа поступающих в Институт на базе 11 классов в 2020 году по сравнению с 2019.
Приросте количества выпускников 9 классов юго-западной части Алтайского края, число поступивших в Институт в 2020 году посравнению с 2019 не изменилось и составило 72 человека. Это обстоятельство проведение мониторинга потребительских предпочтений на рынке образовательных услугюго-западной части Алтайского края.
Динамика поступивших в Институт на СПО представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика поступивших в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ на СПО за 2017-2024 гг.
Код |
Наименование специальности |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
38.02.01 |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (9 кл ) |
20 |
19 |
14 |
15 |
17 |
18 |
20 |
|
38.02.01 |
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (11 кл ) |
13 |
6 |
9 |
15 |
16 |
17 |
22 |
|
38.02.06 |
Финансы (9 кл ) |
30 |
18 |
22 |
33 |
25 |
27 |
29 |
33 |
Финансы (11 кл ) |
2 |
6 |
10 |
18 |
27 |
29 |
31 |
35 |
|
40.02.02 |
Правоохранительная деятельность (9 кл) |
0 |
60 |
110 |
100 |
100 |
110 |
115 |
120 |
Правоохранительная деятельность (11 кл) |
36 |
28 |
30 |
30 |
30 |
35 |
40 |
45 |
|
21.02.05 |
Земельно-имущественные отношения (9 кл) |
35 |
41 |
30 |
35 |
30 |
33 |
36 |
39 |
21.02.05 |
Земельно-имущественные отношения (11 кл) |
14 |
15 |
11 |
18 |
25 |
27 |
29 |
33 |
09.02.04 |
Информационныесистемы (по отраслям) (графический дизайн 9 кл) |
24 |
22 |
||||||
09.02.04 |
Информационныесистемы (по отраслям) (графический дизайн 11 кл) |
28 |
28 |
||||||
09.02.04 |
Информационныесистемы (по отраслям) (в экономике 9 кл) |
47 |
33 |
37 |
22 |
||||
09.02.04 |
Информационныесистемы (по отраслям) (в экономике 11кл) |
29 |
45 |
14 |
3 |
||||
09.02.07 |
Информационные системы и программирование (9 кл) |
0 |
23 |
65 |
67 |
69 |
70 |
||
Информационные системы и программирование (11 кл) |
0 |
0 |
15 |
18 |
20 |
23 |
|||
ИТОГО |
193 |
279 |
341 |
355 |
347 |
379 |
404 |
440 |
Анализ приведенных данных показывает, что численность поступающих на специальности СПО значительно увеличилась за анализируемый период (на 84 %).Наиболее востребована специальность «Правоохранительная деятельность». Рост численности поступивших на специальность «Информационныесистемы» определяется в основном большим количеством бюджетных мест.
Динамика приёма по направлениямвысшего образования представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Динамика поступивших в Рубцовский институт (филиал) на направления высшего образования за 2017-2024 гг.
Код |
Наименование направления подготовки |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
37.03.01 |
Психология |
15 |
18 |
14 |
21 |
25 |
27 |
29 |
30 |
40.03.01 |
Юриспруденция |
83 |
52 |
49 |
51 |
53 |
57 |
60 |
62 |
38.03.01 |
Экономика |
40 |
33 |
25 |
30 |
35 |
37 |
40 |
42 |
09.03.03 |
Прикладная информатика |
22 |
26 |
38 |
41 |
50 |
52 |
50 |
52 |
38.03.04 |
Государственное и муниципальное управление |
50 |
51 |
44 |
29 |
30 |
32 |
37 |
40 |
09.02.07 |
Менеджмент |
20 |
25 |
27 |
29 |
||||
ИТОГО |
210 |
180 |
170 |
172 |
213 |
230 |
243 |
255 |
Количество поступивших на направления высшего образования сократилось на 18 %. Наиболее значительно сократилось число поступивших на направление «Государственное и муниципальное управление» - 42 % и «Юриспруденция» на 39 %. Единственное направление, по которому произошло увеличение численности поступивших – «Прикладная информатика», что связано с наличием приема на места, обеспеченные госбюджетным финансированием.
Усиление конкуренции между высшими учебными заведениями за абитуриентов и необходимость постоянного улучшения качества образовательной и научно-исследовательской деятельности, расширения спектра предоставляемых научно-образовательных услуг и активизации работы с потенциальными потребителями услуг требует систематического исследования рыночной конъюнктуры и мониторинга удовлетворенности потребителей.
Определение внешних вызовов, с которыми сталкивается система образования,в том числе Рубцовский институт (филиал) АлтГУ, позволяет выявить основные направления стратегического развития в соответствии с тенденциями развития внутренней и внешней среды Института, а также экономики в целом. Анализ внутренней среды Института направлен на определение потенциала и ограничений деятельности.
SWOT-анализ образовательного пространства Рубцовского института (филиала) АлтГУ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Статус филиала опорного вуза. Сильная молодежная социокультурная среда. Широкий спектр программ дополнительного профессионального образования. Доступность образования (условия поступления, удобный образовательный процесс, индивидуальная траектории обучения). Достаточно высокий уровень материально-технического и информационного обеспечения Большая часть образовательного процесса переведена в цифровой формат. Опыт маркетинговой деятельности, в том числе smm-маркетинга при работе с абитуриентами. Наличие наработанных партнерских отношений со стратегическими работодателями и социальными партнерами юго-западной части Алтайского края. |
Недостаточный уровень мотивации ППС. Низкий уровень международного сотрудничества. Недостаточный уровень развития сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями. Недостаточная публикационная активность НПР. Высокая дифференциация НПР по вкладу в формирование результатов научно-исследовательской деятельности. Тенденция к увеличению среднего возраста ППС. Отсутствие комплексного предложения результатов научных исследований для целевого заказчика, а также продвижения информации о научной деятельности. Слабое развитие академической мобильности в результате языкового барьера. Недостаточно полное использование потенциала ассоциации выпускников университета в части развития связей вуза с предпринимательским сообществом. |
Возможности |
Угрозы |
Разработка и внедрение практико-ориентированных программ инновационного типа. Расширение спектра основных и дополнительных программ подготовки кадров по приоритетным направлениям развития и критическим технологиям. Развитие краткосрочной мобильности студентов, в том числе, в рамках создаваемых совместных программ бакалавриата, а также совместных двуязычных дистанционных курсов. Расширение международного и межрегионального сотрудничества Интеграция с индустриальными и социальными партнерами. Постоянный и устойчивый рост доходов от образовательной деятельности, научно-исследовательских работ. Обеспечение многоканального финансирования Института. Привлечение и стимулирование молодых специалистов. Развитие внутренней инфраструктуры и создание внешней системы электронного дистанционного образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, которое обеспечит Институту новую образовательную нишу, даст возможность существенно расширить географический рынок услуг дополнительного профессионального образования. Активизация довузовской подготовки и расширить спектра услуг в этой сфере. Изменение формата работы с заказчиками – не только подготовка отчетов или аналитических обзоров, но и экспертная поддержка и оперативное консультирование в соответствии с возникающими задачами, а также подготовка непосредственно проектов решений, поручений, положений нормативных правовых актов. Концентрации дополнительных ресурсов на продвижении ключевых продуктов и разработок Института (коммерческие предложения, набор маркетинговых материалов, информационный интерфейс, интернет-портал). Развитие системы студенческих научных обществ. Увеличение количества и объемов финансируемых инновационных разработок за счет полученных грантов и других источников финансирования. |
Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг. Политика в сфере образования (повышение цен на обучение, повышение нижней границы баллов ЕГЭ). Постоянная корректировка нормативной базы, регламентирующей процесс образовательной деятельности повышает неопределенность и формирует значительные объемы неэффективных трудозатрат НПР. Низкий уровень платежеспособности населения. Низкая готовность бизнеса по финансированию научно-исследовательских работ. Отток молодежи в крупные городские агломерации. |
Результаты анализа позволяют сделать вывод о большом количестве сильных сторон и возможностей для Института. В настоящее время Рубцовский институт (филиал) АлтГУ – один из самых стабильных в юго-западной части Алтайского края, по показателям доходов и количества обучающихся по гуманитарным направлениям имеет лидирующие позиции. Институт обладает качественной образовательной инфраструктурой и достаточным кадровым потенциалом, использует современные образовательные технологии, отличается инновационными подходами к реализации образовательных услуг и менеджмента образовательных услуг.
Миссия Рубцовского института (филиала) АлтГУ
Рубцовский институт (филиал) АлтГУ должен стать доминирующим центром классического высшего образования, науки, социальной и культурной жизни г. Рубцовска и районов юго-западной части Алтайского края.
Миссия Рубцовского института (филиала) АлтГУ заключается:
Программа развития Института является средством реализации стратегической цели развития университета на уровне его удаленного структурного подразделения и определяет приоритетные направления в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, рекрутингу абитуриентов, воспитательной деятельности, развитии инфраструктуры, хозяйственной деятельности и системе управления Институтом.
Деятельность Института строится на следующих базовых принципах: формирование индивидуальной траектории обучения студентов, использование информационных и инновационных технологий в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели сформулированы соответствующие приоритетные задачи Рубцовского института (филиала) АлтГУ:
Программа развития Института предполагает разработку и реализацию программ по приоритетным направлениям деятельности:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
Выполнение программы развития Института на период до 2024 г. предполагает использование всех видов имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов Института, привлечение бюджетных и внебюджетных финансовых средств Института, централизованных средств поддержки Алтайского государственного университета.
Финансовые средства направляются на приобретение современного учебно-лабораторного и научного оборудования, программного обеспечения, разработку и реализацию учебных программ, профессиональную переподготовку и повышение квалификации научно-педагогических работников, совершенствование системы управления Институтом, на все мероприятия по развитию и укреплению материально-технической базы.
Планируемая структура и объемы ресурсов и расходов по конкретным (основным) мероприятиям программы ежегодно рассматриваются Ученым советом Института и согласовываются с ректором университета в виде Приложения 2 «Необходимые ресурсы на реализацию основных мероприятий» к настоящей программе.
Таким образом, финансовое обеспечение реализации программы неразрывно связано с проведением мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета Института и целенаправленное применение и оптимизацию расходования ресурсов и средств.
Планируется, что увеличение доходной части бюджета Института будет происходить за счет:
Оптимизация расходной части бюджета Института связана с оптимизацией структуры набора и организации учебного процесса.
Динамика доходов Института на период Программы развития представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Структура доходов на 2021 - 2024 гг., млн. руб.
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Статья доходов |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Бюджетная субсидиястипендиальное обеспечение |
7,3 |
7,6 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
7,5 |
7,9 |
7,4 |
Бюджетная субсидия на выполнение государственного задания |
14,2 |
14,9 |
14,8 |
14,9 |
15,3 |
14,9 |
15,9 |
14,9 |
Внебюджетные поступления средств от образовательныхуслуг |
70,5 |
73,7 |
73,3 |
73,7 |
76,2 |
73,9 |
79,1 |
74,2 |
в т.ч. ВО |
27,8 |
29,1 |
28,9 |
29,1 |
30,0 |
29,1 |
31,2 |
29,3 |
в т.ч. СПО |
40,2 |
42 |
41,8 |
42 |
43,5 |
42,2 |
45,2 |
42,4 |
в т.ч. ДПО |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
Иная научно-исследовательская деятельность |
2,4 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,4 |
2,5 |
2,3 |
Иная приносящая доход деятельность |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
Итого доходов |
95,6 |
100 |
99,5 |
100 |
103,0 |
100 |
106,7 |
100 |
Динамика расходов Института на период Программы развития представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Структура расходов на 2021 - 2024 гг., млн. руб.
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Статья расходов |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Объем |
%% |
Зарплата научно-педагогических работников |
27,3 |
29,3 |
28,8 |
29,9 |
30,5 |
30,7 |
31,0 |
31,0 |
Зарплата других категорий сотрудников |
24,2 |
25,9 |
25,3 |
26,3 |
25,5 |
25,6 |
25,8 |
25,8 |
Начисления на зарплату |
15,4 |
16,5 |
16,1 |
16,7 |
16,8 |
16,9 |
17,1 |
17,1 |
Капитальные вложения и закупка материальных запасов |
5,3 |
5,7 |
5,4 |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
Прочие расходы |
7,6 |
8,1 |
6,7 |
7,0 |
7,1 |
7,1 |
6,0 |
6,0 |
Стипендиальное обеспечение |
7,3 |
7,8 |
7,7 |
8,0 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
7,9 |
Коммунальные расходы и налоги |
5,3 |
5,7 |
5,4 |
5,6 |
5,5 |
5,5 |
5,7 |
5,7 |
Премирование физических лиц за достижения в области образования |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
всего |
93,3 |
100 |
96,3 |
100 |
99,5 |
100 |
100,0 |
100 |
Программа развития Института составлена на период до 2021 – 2024 гг.
С целью повышения результативности мероприятий программы развития предполагаются:
Коллективным органом управления программой развития является Ученый совет Института, принимающий программу, вносящий в нее изменения и дополнения, рассматривающий итоги реализации запланированных по программе мероприятий. Оперативное управление реализацией соответствующих разделов программы осуществляют заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по научной работе, заведующие кафедрами, начальник финансово-экономического отдела – главный бухгалтер, начальник отдела правового и кадрового обеспечения, начальник отдела технического и программного обеспечения, руководитель студенческого центра, начальник отела по связям с общественностью, ведущий инженер-энергетик, заведующий библиотекой. Общее руководство и контроль реализации программы развития осуществляет директор Института.
Вследствие происходящих быстрых изменений во внешних условиях планируется ежегодная корректировка мероприятий (а также сроков их реализации) и ключевых показателей эффективности программы развития, осуществляемая Ученым советом Института.
В результате выполнения программы развития Институт должен достигнуть уровня развития, обеспечивающего стабильную опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов для г. Рубцовска и районов юго-западной части Алтайского края, а также высокий уровень выполнения прикладных научных исследований.
Основные итоги реализации программы развития:
Достижение Институтом лидирующих позиций по профильным направлениям научно-образовательной деятельности в г. Рубцовске и юго-западной части Алтайского края.