Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц

До старта приемной кампании 2024

Личный кабинет абитуриента
Дней {{ theTime.days }}
:
Часов {{ theTime.hours }}
:
Минут {{ theTime.minutes }}
:
Секунд {{ theTime.seconds }}
Личный кабинет

Закон «О защите прав потребителей»: как защититься от недобросовестных продавцов и поставщиков услуг

Наука в жизни / 29.04.2019

В еженедельной рубрике «Наука в жизни» старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления и Права Анна Александровна Ивахненко рассказывает о законе «О защите прав потребителей», регулирующим отношения между покупателем и продавцом.

Сегодня потребительский рынок насыщен всевозможными товарами и услугами, качество же их зачастую оставляет желать лучшего. Права потребителей касаются практически всех граждан России. Люди ежедневно покупают продукты, товары, пользуются разнообразными услугами, берут кредиты и займы, рассчитывая на их высокое качество, на честность, порядочность производителей и продавцов. Цена злоупотреблений – это потерянные время, деньги, нервы и так далее, поэтому главная цель защиты прав потребителей – сохранение материального и морального благополучия людей, их здоровья. Кроме того, это и серьёзный стимул для бизнеса развиваться, повышать конкурентоспособность своих товаров и услуг, их качество. Поэтому немаловажно знать свои права как потребителя и уметь правильно ими пользоваться.

Закон РФ «О защите прав потребителей»  регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

  Закон наделяет потребителя совокупностью прав и гарантий: просвещение в области защиты прав потребителей (ст.3); право на получение товара надлежащего качества (ст.4); возможность ремонта и технического обслуживания товара в  течение срока службы (ст. 6); право на безопасность товара (ст. 7); право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (ст.ст. 8-10); недопустимость включения в договор условий, ущемляющих права потребителя (ст. 16).

Вместе с тем, зачастую при покупке товара (продукции) ненадлежащего качества люди оказываются в тупике, не зная, куда обратиться за защитой своих прав.

Товар ненадлежащего качества - это товар, имеющий недостатки или существенные недостатки. При покупке товара с недостатками Вы имеете право предъявить продавцу и/или изготовителю товара ряд требований - в том случае, если наличие этих недостатков не было оговорено продавцом.

Если Вы купили товар ненадлежащего качества, Вы имеете право предъявить продавцу (изготовителю) требования - какие именно, зависит от степени серьезности недостатков и от времени их обнаружения.

При покупке товара ненадлежащего качества, Вы имеете право на бесплатное устранение недостатков или возмещение тех расходов, которые были потрачены на устранение недостатков своими силами или третьим лицом. Вы имеете право на соразмерное уменьшение покупной цены. Также вы вправе потребовать замену товара на аналогичный, то есть той же марки и модели или на замену товара другой марки и модели с перерасчетом цены. Если вас не устраивают обмен или ремонт, и вы хотите вернуть товар ненадлежащего качества, возврат уплаченных денег осуществляется продавцом или изготовителем. В случае приобретения товара ненадлежащего качества Вы вправе предъявить любое из перечисленных требований и не обязаны мотивировать свой выбор. Также Вы имеете право на полное возмещение убытков, которые стали следствием недостатков товара.

После обнаружения недостатков в приобретенном товаре в период гарантийного срока следует обратиться к продавцу или изготовителю с одним из вышеперечисленных требований. Однако продавец (изготовитель) несет ответственность только за недостатки, возникшие по его вине, в других случаях потребуется проверка качества товара и экспертиза, в которой Вы имеете право участвовать. Экспертиза проводится за счет продавца или изготовителя. И если экспертиза показала, что в возникновении недостатков товара виновен потребитель, Вы должны оплатить проведенную экспертизу. Также Вы вправе оспорить решение экспертизы в судебном порядке. В случае, если экспертиза показала, что Вы не виновны в возникновении недостатков товара, продавец или изготовитель обязан в срок выполнить Ваши требования, в противном случае, он обязан выплачивать неустойку за каждый день просрочки в размере 1% стоимости товара. Если товар ненадлежащего качества, возврат которого производится достаточно долго, принадлежит к продуктам длительного пользования, Вы вправе потребовать предоставить аналогичный товар для бесплатного пользования. 

Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты нарушенных прав потребителя как обращение в суд с соответствующим иском.

Вместе с тем, в определенных случаях потребителю, прежде чем обратится с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензионное производство имеет ряд «плюсов» по сравнению с судебным разбирательством. Претензионное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и другие) установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя.

Претензия подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, описание обоснованных обстоятельств, при которых был приобретен бракованный объект, реквизиты адресата и заявителя, его контактные данные для связи при рассмотрении претензии, а также указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем, с приложением документов по существу претензии, передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.

При отказе от удовлетворения требования или пропуска установленного срока потребитель вправе обратиться с иском в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, заявив исковые требования, касающиеся нарушения Ваших прав как потребителей, оформив исковые требования в соответствии с действующим законодательством.