Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Наука в жизни: как поддержать мотивацию и вовлеченность студентов при дистантном обучении

Наука в жизни / 12.05.2020

Специально для еженедельной рубрики "Наука в жизни" старший преподаватель кафедры Общественных дисциплин и психологии, педагог-психолог нашего института Ульяна Николаевна Черноусова изучила разработки коллег с факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Предлагаем вам 10 рекомендаций для преподавателей, как поддержать мотивацию и вовлечённость студентов при текущем дистантном обучении.      

При текущем онлайн-обучении, в ситуации т.н. новой нормальности, могут возникать уникальные проблемы по сравнению с традиционными очными занятиями, особенно если учесть, что преподаватель часто физически не видит своих студентов и не общается с ними в реальном времени. Без личного общения теряются связи, ослабевают отношения, обрываются эмоции, на которые мы обычно опираемся в аудитории. Нам труднее шутить и устанавливать отношения доверия и уважения. И главное – такой формат взаимодействия  диктует новые требования  к организации эффективного учебного процесса, стимулирующего мышление, творчество, поддерживающего инициативу и развивающего компетентность.

Многие считают, что заинтересовать и мотивировать студентов совсем несложно, нужно просто «делать то-то». К сожалению, такая волшебная формула отсутствует,  поскольку каждая группа/ курс/ факультет/вуз различен и имеет свои особенности по изначально разному контингенту набранных студентов, правил обучения (с балльно-рейтинговой системой (разного формата) или без нее) и т.д. На мотивацию студентов и их отношение к учебе влияет множество факторов, включая их базовую познавательную мотивацию, мотивацию достижения и саморазвития, уверенность в себе, сознательность и настойчивость. С другой стороны, преподаватель также может оказать существенное влияние на мотивацию через предметное содержанием (например, структурированное или хаотичное), разнообразные активные методы и формы обучения, а также обратную связь, характер отношений и собственный энтузиазм.

Некоторые студенты позитивно отзываются о новом формате, говоря, что стали больше читать первоисточников, наконец-то разобрались с предметом, теперь преподаватель отвечает на письма и может растолковать что к чему, студенты стали чаще задавать вопросы и испытывать интерес к предмету. Многие говорят, что сейчас они больше успевают, имеют больше возможностей для саморазвития и самообучения и им это нравится. Это говорит о том, что преподаватели стихийно используют множество продуктивных стратегий, которые помогают поддерживать мотивацию студентов. Конечно, есть и те, кто "исчез с радара" и испытывают трудности связанные с  недостатком волевой саморегуляции. Для таких студентов новый формат оказывается большой ношей, с которой им совсем непросто справится, им трудно сорганизоваться, не видеть лица друзей, чувствовать себя одинокими и не включенными в реальные встречи и обсуждения.

Обратная связь имеет решающее значение в онлайн-обучении. Когда учебный процесс происходит в аудитории, преподаватель имеет множество возможностей для обратной связи в режиме реального времени, что позволяет упростить этот процесс и увидеть зоны непонимания и ошибочных представлений. Когда же занятия проводятся на расстоянии, отсроченная обратная связь может привести к ощущению изоляции учащихся и даже привести к ломке учебного процесса.

Ниже перечислены 10 стратегий, которые могут помочь преподавателю поддерживать продуктивные формы мотивации в онлайн обучении, добиваясь большей интеллектуальной активности, позитивного отношения к предмету и более высокого уровня освоения курса.

1. Поощряйте вовлеченность и активное участие.

2. Внутренняя мотивация держится на чувстве компетентности.

3. Поддерживайте потребность в автономии и свободе.

5. Обеспечьте своевременную обратную связь

6. Давайте конструктивную и персонализированную обратную связь о выполнении задания.

7. Старайтесь тщательно спланировать и организовать занятие.

8. Обеспечьте легкий доступ к учебным ресурсам.

9. Поддерживайте у студентов ощущение «Я смогу».

10. Сохраняйте энтузиазм. Энтузиазм заразителен.

NB. Заботьтесь о себе!

Онлайн обучение сопровождается и определенными проблемами. Вы можете почувствовать себя отчужденным от обучения ваших студентов или начать отвечать на электронные письма круглосуточно.

Иногда будет казаться, что вы просто не можете сделать все достаточно хорошо. Но избавьтесь от неуверенности в себе, продолжайте быть преподавателем, который делится, слушает, направляет и поддерживает. Если вы готовились и старались, то этого совершенно достаточно.

Подумайте о некоторых стратегиях для поддержания вашего собственного благополучия. Это может быть делание того, что нравится - прослушивание любимой музыки, просмотр фильма, разговор с близкими, зарядка, или расслабляющая ванна.