Наука в жизни: размышления известного психолога о будущем и настоящем
Запрос на ясность и предсказуемость в будущем означает, что люди потерялись в настоящем. Именно это мы сейчас и наблюдаем. Почему мы вдруг перестали понимать, что происходит, и куда двигаться дальше? Насколько сильно взвинтил градус непредсказуемости COVID-19? И что, собственно, с этим делать?
Специально для "Науки в жизни" мы постарались найти ответы на эти вопросы в выступлении академика, директора Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктора психологических наук Александра Асмолова.
Предлагаем Вам вместе с Александром Григорьевичем поразмышлять о будущем и настоящем.
Когда в культуре происходит выплеск кассандр, которые предсказывают будущее, на самом деле мы хотим понять, что с нами происходит в настоящем. Любое прогнозирование будущего это трансформация «здесь и сейчас». Предвосхищение и конструирование будущего, распознавание его вариантов, — это то, что имеет прямое отношение к сегодняшнему дню. Предсказатели были всегда, но наиболее желанными и запрашиваемыми они становились именно тогда, когда человечество превращалось в «ежика в тумане», каким оно является и сегодня. Поэтому буквально последние годы наметился бум исследователей, которые на этом специализируются. Каждый раз, занимаясь поиском будущего, мы занимаемся конструированием сегодняшнего дня. И каждый раз сталкиваемся с тем, что рост неопределенности связан с ростом сложности жизни. Почему произошел взрыв неопределенности? Один из ответов связан с тем, что порождаемые нами технологии становятся совсем другими. Сегодня даже больше, чем когда-либо, творя новые технологии, мы, в сущности, даже не знаем, что сотворили. Это технологии с особыми свойствами, которые раньше и представить то было непросто. Взять к примеру искусственный интеллект. Вместе с тем, идет целый ряд серьезных экономических трансформаций, которые заставляют нас переходить от банальных, линейных схем мышления, которые психологи называют бихевиористскими (стимул — реакция), к предвосхищающим схемам.
Мир трансформировался. Избыток информации и новые скорости жизни изменили привычные ритмы до неузнаваемости. И если мы раньше точно знали, что поезд, ушедший из пункта «А» непременно должен прийти в пункт «Б», то сегодня эти линейные связи перестали срабатывать.
Произошла трансформация настоящего, а не только будущего. В нем возникло огромное множество непросчитываемых вариантов. Отсюда появился ценностный запрос на харрари и куртсвелов, которые говорят: мы придем и расскажем, что было завтра. Отсюда, собственно, и возникает потребность каким-то образом поработать с неопределеностью, и предсказать, какие необходимо будет совершать шаги в ближайшее время.
Если раньше неопределенность была фоном, то сегодня она стала фигурой. И здесь большую роль играют преадаптивные технологии. Как только наступает событие, которое нельзя предсказать, те вещи, которые еще вчера казались ненужными, избыточными, становятся востребованными и выходят на первый план. Онлайн-образование, онлайн-конференции, дистанционные экзамены.
Александр Григорьевич, думая о будущем, однозначно приоритет в его формировании отдает современной молодежи.
Молодые ребята уже не ждут, когда приедет барин, и скажет, каким будет завтрашний день. Они сами делают свое завтра.
Мы все обладаем мультипотенциалом. Сегодня вы можете быть журналисткой, завтра выбрать какой-то иной путь. Но главное в том, что выбираете этот путь вы. Не придет никакой тьютор, ментор, диктатор и не скажет — «только так будет правильно».
Сегодня в жизни выигрывают те, кто умеет делать выбор.