Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Наука в жизни: психологический смысл мемов в ситуации тревоги

Наука в жизни / 30.07.2020

Наверное, никто не станет спорить о том, что нынешняя ситуация расценивается большинством людей как тревожная. Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия. Причем тревога распространяется в нынешних условиях на многие очень важные сферы жизни – здоровье, экономика, образование, личные отношения (в т.ч. в ситуации самоизоляции). Так, например, исследование тревожности у старшеклассников и студентов в период дистанционного обучения показало наличие высокого уровня как ситуативной, так и личностной тревожности у испытуемых, причем этот уровень у выпускников 9-х классов практически не изменился после отмены ОГЭ.

Основная стратегия совладания с тревогой в психологии известна достаточно давно – это устранение неопределенности, т.е. четкое информирование о том, что произойдет в ближайшее время и инструктирование населения, что при этом надо делать, чтобы избежать негативных последствий. В силу сложившихся обстоятельств эту стратегию, к сожалению, невозможно в полной мере реализовать в нынешних условиях, хотя, безусловно, сбрасывать ее со счетов не имеет смысла. Сейчас, к сожалению, все прогнозы носят очень вероятностный характер. И этот фактор еще больше усиливает тревожность людей – они пытаются как-то структурировать свое будущее, опираясь на прогнозы экспертов, а прогнозы, увы, в большинстве своем не сбываются…

Однако не следует забывать еще одну стратегию совладания с тревогой – это юмор (в т.ч. сарказм и ирония). Этот прием основан на так называемой «стратегии несовместивмых ответов». В основу этой стратегии положен давно устоявшийся в психологии принцип, согласно которому организм не способен в одно и то же время переживать два качественно-противоположных эмоциональных состояния или же реагировать на одну и ту же ситуацию одновременно. Так, например, в 2017 году в журнале Journal of Personality and Social Psychology Американской психологической ассоциации были опубликованы результаты исследования Х.Фриц, Л.Рассек и М.Диплон, в которой в качестве испытуемых выступили добровольцы, страдающие фибромиалгией – заболеванием с выраженными болезненными ощущениями. У них по специальной шкале определялся уровень психологического дистресса (как интегральный показатель тревоги, гнева, депрессии, отсутствия спокойствия). Кроме этого, испытуемым предлагалась еще одна шкала, которая измеряла активность использования юмора. Анализ результатов выявил обратную корреляцию между умением шутить и высоким уровнем дистресса. Следует также отметить, что наибольший эффект в этом отношении имеют позитивные выражения юмора (в отличие от негативных – сарказм, злая ирония и т.д.)
Сейчас в интернете, в т.ч. различных социальных сетях активно размещаются различные мемы, относящиеся к ситуации карантина и самоизоляции.

Мем (англ. meme)  – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания.

Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. Поскольку сейчас одним из основных каналов общения становятся дистанционные, то отдельно стоит выделить группу так называемых интернет-мемов, или медиамемов. Это понятие ввел Дугласа Рашкофф. В своей работе «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» он развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Медиавирусы распространяются по сети при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.

Таким образом, с одной стороны, мемы очень четко передают настроение общества в данный момент времени, а с другой (это, в первую очередь, относится к смешным, часто – саркастическим) – помогают справиться с тревогой, которая нарастает из-за сложной ситуации, вызванной эпидемией. Поэтому, наверное, не стоит смешные картинки и посты в интернете расценивать как «пир во время чумы», «выпады ковиддисседентов» и т.д.- следует помнить, что каждый справляется с тревогой так, как может, если не видит других вариантов.

Конечно, все мы разные (и чувство юмора у всех тоже не одинаковое), и кому-то, безусловно, могут категорически не нравиться контент, который можно отнести к юмористическим интернет-мемам – и да, люди имеют на это полное право. Однако важно понимать, что если означенный контент не переходит рамки дозволенного (по этическим и другим соображениям) – его можно расценивать как самопомощь в условиях высокого уровня тревоги, вызванной неопределенностью и отсутствием понятной информации. Возможно даже, этот ресурс (в разных формах) имеет смысл рассмотреть как один из инструментов оказания психологической помощи в сложившейся ситуации.