Наука в жизни: влияние эмоциональных реакций на эффективность жизни
Что мы испытываем с самого раннего детства? Что лежит в основе эффективного общения? Что играет решающую роль в управлении поведением? На эти вопросы ответ один – эмоции. Эмоции скрытые, явные. Они определяют качество нашей жизни. Мы проявляем их на работе, в контактах с друзьями, родственниками, другими людьми.
Большую часть времени эмоции служат нам успешно, мобилизуя нас заниматься тем, что является самым важным в нашей жизни, и доставляя нам разные виды удовольствия. Но иногда эмоции могут нам создавать неудобства и проблемы. Это случается тогда, когда мы начинаем реагировать неадекватно.
Неадекватные эмоциональные реакции проявляются тремя способами.
Во-первых, когда мы можем испытывать эмоцию, соответствующую ситуации, но с неправильной интенсивностью. Например, наше беспокойство было оправдано, но мы проявили чрезмерный испуг. То есть, сила эмоции была сильнее, чем сила самого переживания.
Во-вторых, мы можем проявлять эмоцию ненадлежащим образом. Например, испытывать гнев, который уместен и оправдан, но молчать - эта форма проявления гнева непродуктивна.
Третий тип неподходящей реакции заключается не в том, что реакция оказывается чересчур сильной или выражается в неправильной форме, а в том, что мы вообще испытываем не ту эмоцию, которую должны были испытать.
Как это происходит? Как каждый из нас приобретает собственный уникальный набор эмоций, но в то же время имеет такие же реакции, как и все?
Мы не приходим в эмоциональное возбуждение от всего подряд. Эмоции возникают и исчезают. Мы испытываем эмоцию в какой-то момент и можем не испытывать никаких эмоций в другой. Эмоции готовят нас к важным событиям без наших размышлений о том, что нам следует делать. Они также посылают сигналы, вызывающие изменения в разных отделах мозга, мобилизующие нас к действиям в отношении того, что вызвало у нас страх, гнев, печаль. В этой связи происходят изменения в вегетативной нервной системе, регулирующей сердечный ритм, частоту дыхания, интенсивность потоотделения и т.д.
Один из выдающихся исследователей человеческого мозга и эмоций, психолог Жозеф Леду написал: «Условное научение страхом является особенно эластичным и фактически может представлять собой форму неизгладимого научения… Неизгладимость усвоенного страха имеет свою положительную и отрицательную сторону. Очевидно, что данная пережитая эмоция позволяет нам хранить информацию о тех ситуациях, которые ассоциировались с опасностью в прошлом. Но эти важные сведения, обычно усваиваемые в травматических обстоятельствах, находят путь в нашу повседневную жизнь, вмешиваются в ситуации, в которых не слишком полезны».