Наука в жизни: история – наука о будущем…
История – наука о будущем…
…. или зачем программисту знать историю? Особенно если вы не собираетесь становиться учеными-историками и не мечтаете о власти!?
Многие люди говорят: я маленький человек, от меня ничего не зависит. Пусть правители сами решают свои проблемы, а я буду решать свои.
Ловкие правители безнаказанно обогащаются за счет таких «маленьких людей» или спокойно жертвуют их жизнями ради собственного успеха. Складная, увлекательная речь кажется не знающему прошлого слушателю очень убедительной, даже если в ней говорится полная чепуха.
В.О.Ключевский писал: «Я не знаю общества свободного от идей, как бы мало оно ни было развито. Само общество – это уже идея, потому что общество начинает существовать с той минуты, как люди, его составляющие, начинают сознавать, что они общество. Еще труднее мне подумать, что идеи лишены участия в историческом процессе». Всякое общее образование по самому своему существу должно быть идейно. Содержанием идей могут быть общие вопросы о бытии и знание, об окружающей нас внешней природе, о человеке, его внутреннем мире и его социальной сущности, но главные идеи, касающиеся именно человека с его культурными и социальными отношениями, тверже всего основывается именно на историческом знании и лучше всего усваиваются именно путем исторического изучения.
У каждого человека непременно есть известное мировоззрение. Оригинальным, однако, оно бывает весьма редко, ибо в громадном большинстве случаев отдельные личности разделяют мировоззрение своего народа или того или иного культурного слоя общества, того социального класса, к которому она принадлежит или даже мировоззрение отдельного поколения. Поэтому, в истории духовной жизни мы всегда встречаемся с некоторыми общими идеями, определяющими собою внутренний мир огромного большинства людей.
В средние века, например, преобладающей точкой зрения была точка зрения теологическая и теократическая: философия считалась служанкой богословия, вся этика вытекала из аскетического взгляда на жизнь; государство должно было подчиняться церкви - и в связи со всем этим, лишь занятия божественными предметами считалось пригодным для человека.
К концу средних веков, мировоззрение, характеризующееся господством богословия, вместе с аскетическими и теократическими стремлениями стало уступать место новому мировоззрению. Мировоззрению, когда на первый план выдвигается интерес ко всему чисто человеческому, столь характерный для эпохи Возрождения, когда новое культурное направление стало искать опоры для своих умственных, нравственных и общественных стремлений в изучении классической древности с ее чисто светской цивилизацией.
Вы знаете, что за эпохой Возрождения следовала эпоха религиозной Реформации – новый период в общественной истории мировоззрения. Это было опять время господства теологических идей, но уже иных в сравнении с теми, которые составляют содержание средневековой эпохи, и Библия сделалась такою же опорой для реформаторов XVI в., какою была для гуманистов XIV и XV столетия классическая древность.
Если мировоззрение, как Средневековья, так и периода Реформации было богословским по своей основе, то возобновлением чисто светского направления культуры, которое зародилось в гуманизме, было Просвещение XVIII в., когда господство над умами в передовой части общества перешло к идеям чисто философским. Это был героический период рационализма, эпоха наибольшей веры в непогрешимость и творческие силы человеческого разума, когда думали, что в одной чистой деятельности человеческого разума заключается возможность все объяснить и найти практические указания для всех сфер человеческой жизни, когда отвергалось все, что не оправдывалось с точки зрения отвлеченных идей разума, и когда ничто не принималось на веру, если не считать исходного положения всего мировоззрения, т.е. веры в разум.
Цивилизация XIX в. представляет из себя естественное продолжение светских культурных движений гуманизма и просвещения XVIII столетия и, тем не менее, мировоззрение человека той эпохи отличалось и от гуманизма, с его классической опорой, и от просвещения, с его чисто рациональной основой. Основой мировоззрения XIX столетия стали опыт и наблюдение. Важнейшими приобретениями этого столетия становится интерес к прошлому, исторический подход в изучении различных сфер культурной и социальной жизни. XIX век стал и веком подъема исторической науки, формирования ее методологии и зарождения философии истории. XIX век заложил основы современного мировоззрения, общественного, в том числе исторического сознания, исторической науки.
Французский философ Никола Мальбранш (1638-1715) подлинными науками называл только те, которые устанавливают логические связи между явлениями, а все прочие именовал «полиматией» (всезнайством). Данное утверждение как нельзя лучше подходит именно к истории. Недаром известный французский историк Марк Блок в своей «Апологии истории» выделяет особо два параграфа с характерными заголовками «Понять настоящее с помощью прошлого» и «Понять прошлое с помощью настоящего». Первый великий русский медиевист Тимофей Николаевич Грановский в своих лекциях особо подчеркивал, что «ввиду великих вопросов, решаемых западными обществами, человеку с мыслящим умом и благородным сердцем нельзя не оглянуться назад и не поискать ключа к открытию причин тех загадочных явлений, на которые мы смотрели и смотрим с удивлением».
Итак, в заключении нам бы хотелось еще раз повторить некоторые положения, которые желали бы запечатлеть в вашей памяти. Во-первых, не забывайте, что учеными из университета выходят немногие, но что образованными из него должны выходить все: и, если вы проникнетесь этой мыслью, вы, конечно, будите заботиться о своем общем образовании. Не упускайте далее из виду, что и те из вас, кому суждено впоследствии стать учеными специалистами, не избавлены от обязанности, иметь широкое общее образование. Также всегда помните, что одним из наиболее общих образовательных предметов является история.
И, наконец, хотелось бы внушить вам ту мысль, что изучение истории обогащает ум культурными и общественными идеями, заключающими в себе принципы, коими жили и живут исторические народы. И что лишь ища в истории философского смысла, мы можем сделать из ее изучения одно из самых верных средств для получения ответов на те моральные и общественные вопросы, которые в вашем возрасте имеют особую притягательную силу. Non scholae, sed vitae discimus, и именно история может иметь особенно важное значение для жизни, как отдельного лица, так и целого общества.