Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Наука в жизни: что такое токсичный менеджмент?

Наука в жизни / 07.12.2020

Первые исследования в сфере токсичного менеджмента были проведены в США в 1950-е годы. Интерес к токсичному управлению побудил теоретиков изучить модели такого поведения и искать способы нейтрализовать его в рамках организации.

Под «токсичностью» следует понимать любое патологическое поведение сотрудников компании, которое отрицательно сказывается на коллегах и подчиненных. Под токсичным персоналом, подразумевается ситуация, «когда работники, мотивированные только личной выгодой (власть, деньги, особый статус), используют не этичные, подлые, а иногда и незаконные способы манипулирования, вызывающие раздражение у окружающих, при этом не обращают внимание на свои исполнительские недостатки и проступки».

Как распознать токсичного сотрудника (руководителя)?

  1. Эгоцентризм. Эгоистичный человек вообще не заботится о других людях и не оценивает влияние своего поведения на коллег. Сотрудник готов «идти по головам», чтобы сделать карьеру.
  2. Заносчивость и самонадеянность: считают себя большими профессионалами и всячески пропагандируют свою непогрешимость и идеальность, в отличии от неумех-подчиненных или коллег, при этом придерживается какой-то важной, но недостижимой цели Любое несогласие с их видением не допустимо. Все заслуги коллектива приписывают себе.
  3. Выплескивание негативных эмоций на сотрудников. Такой руководитель (коллега) в плохом настроении может накричать, покритиковать без основания сотрудника, выплеснув негативные эмоции.
  4. Манипуляции и неискренность. Вначале подчиненного обвиняют в неполной отдаче в работе, а потом дают большое количество поручений. Вариантов манипуляций между коллегами много: от прямого воздействия до воздействия через начальника.
  5. Критика и публичное унижение. За любую оплошность вас будут критиковать. Маленькие ошибки подчиненных (коллег) раздуваются до размеров слона, а затем следует бурная негативная реакция. При чем, критика подчиненных или коллег зачастую осуществляется для того, чтобы хорошо выглядеть на их фоне.
  6. Неумение управлять персоналом Единственный инструмент, который доступен токсичному менеджеру, это страх подчиненных (страх увольнения, выговора, штрафов). Он не умеет стимулировать коллектив, используя другие рычаги кроме страха, не уделяет внимание человеческому фактору, не учитывает сильные и слабые стороны сотрудников, не поддерживает коллектив.
  7. Обесценивание реальных заслуг работников.  Что бы не сделали сотрудники, все не так, нужно было сделать быстрее, результативнее. А если даже что-то получилось, то это не заслуга конкретного человека, а заслуга коллектива или самого начальника.
  8. Повышенный контроль. Токсичные руководители постоянно контролируют каждый шаг коллег, каждую мелочь. Это поведение ошибочно, так как снижает продуктивность и инициативность сотрудников.

Какие последствия будет иметь токсичный менеджмент для организации?

Токсичные сотрудники создают в организации тяжелую гнетущую атмосферу. В коллективе «процветают» интриги и манипулирование, отсутствуют хорошие деловые отношения, которые настраивают работников на позитивный лад и способствуют реализации, поставленных перед работниками реально достижимых целей.

При отсутствии спокойной атмосферы на работе, сотрудники без желания идут на работу и выполняют «из-под палки» рабочие обязанности, что явно не способствует качественному труду.  

Снижается продуктивность персонала организации, так как они постоянно опасаются допустить ошибку, а постоянная несправедливая критика и унижение начальством приводит к психологическому дискомфорту и вызывает нервозность. Сотрудники, пытаясь успокоиться, много времени тратят на переживания и мысли о том, почему оценка начальника неадекватна. Работники перестают мыслить творчески, их производительность снижается, они уже не в состоянии выполнить ни одной из поставленных задач.

У сотрудников, которые вынуждены работать в токсичной среде страдает здоровье: ухудшается сон, появляется лишний вес, депрессия, они испытывают нервозность, тревогу и страх, становятся более раздражительными.

Все эти последствия отрицательно влияют на деятельность компании, организация производит впечатление тяжело работающей, но ничего при этом не производящей, что рано или поздно приведет к развитию негативного сценария.

Токсичные сотрудники обходятся организации слишком дорого. Они отравляют ее ресурсы и убивают будущее.