Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Наука в жизни: зачем нужна ТРИЗ?

Наука в жизни / 14.12.2020

ТРИЗ – это научная дисциплина, призванная удовлетворить растущую потребность человечества в людях, способных решать проблемные задачи.

Она зародилась в Советском Союзе, её основатель – Генрих Самуилович Альтшуллер. Годом рождения ТРИЗ считается 1946 год. Первые обучающие семинары по ТРИЗ начали проводиться Альтшуллером и его коллегами еще в 60-х годах. С 1970 года обучение приобретает систематический и направленный характер. С 80-х годов изучение основ ТРИЗ входит в учебные программы ряда вузов как спецкурс или факультатив.

Первоначально ТРИЗ воспринималась как чисто инженерная наука, призванная решать технические задачи для нужд различных видов производственной деятельности. Однако уже через некоторое время она стала превращаться в общую теорию сильного мышления (ОТСМ), как назвал ее тогда Г.С. Альтшуллер, то есть в теорию решения изобретательских задач во всех областях деятельности человека.

Можно сказать так: ТРИЗ призвана повысить качество мышления.

Давайте посмотрим на некоторые характеристики, отражающие положение вещей в развитии человеческой мысли, в развитии человеческих ресурсов.

Во-первых, следует отметить такую важную особенность современности и будущего, как стремительный рост знаний в мире. В ХХ веке создано 90% всех знаний и всех материальных ценностей, накопленных за историю человечества!

Давайте посмотрим:  если считать одно поколение людей за 40 лет, то на интервале последних 40 000 лет из 1000 поколений:

  • более 800 поколений существовали без создания искусственных жилищ (в лесах и пещерах);
  • лишь 120 поколений знают и используют колесо;
  • около 55 поколений знают и используют закон Архимеда;
  • около 40 поколений используют водяные и ветряные мельницы;
  • около 20 поколений знают и используют часовые механизмы;
  • около 10 поколений знакомы с печатным словом;
  • 5 поколений перемещаются на пароходе и по железной дороге;
  • 4 поколения используют электрический свет;
  • 3 поколения перемешаются на автомобиле, используют телефон и электропылесос;
  • 2 поколения перемешаются на самолете, используют радио и электрохолодильник;
  • только современное поколение впервые вышло в Космос, использует атомную энергию, пользуется настольным и носимым компьютером, принимает и передаст аудио-, видео- и специальную информацию по всему Земному шару через искусственные спутники.

По некоторым данным объем знаний в мире увеличивается вдвое за полтора года! Хотя некоторые источники называют цифру в 10-15 лет, но это все равно существенно. Представляете, пока вы выучитесь в университете, знаний в вашей области окажется в два раза больше!

Но если объемы знаний так быстро растут, то как человек (и человечество) будет их «переваривать»? И вообще интересный вопрос – человечество в целом умнеет, или нет? Как это можно оценить? Стоит заметить, что мозг человека за последние 50 тысяч лет не менялся, поэтому не стоит думать, что мозгом мы стали лучше по сравнению с древними людьми.

Что же такое изобретательская задача, которую призвана решать ТРИЗ? Самыми общими словами можно сказать, что изобретательская задача – это задача по устранению противоречий. Стоит еще раз отметить, что изобретательские задачи есть в любой сфере деятельности человека. Если это инженерная отрасль, то в ней противоречия являются техническими, если экономика – там противоречия свои, «экономические», и т.д. А самое главное – изобретательские задачи, причем самые сложные, встречаются на стыке разных наук, разных дисциплин. Большинство последних нобелевских премий присуждено за изобретения и открытия, имеющие именно междисциплинарный характер.

А как чаще всего человек решает задачи? Как он исторически начал что-либо придумывать и изобретать? Вот мы что-то делаем, и у нас не получается. Мы пробуем по-другому, пробуем «так и сяк». То есть перебираем варианты! Этот способ так и называется – метод проб и ошибок – МПиО. То есть поиск решения путем перебора всех возможных вариантов.

Количество перебираемых вариантов было применено для разделения всех изобретательских задач на пять уровней. Давайте их рассмотрим.

1) Первый уровень. Мельчайшие изобретения. Около 10 проб для перебора. Решение очевидно для каждого специалиста (и часто даже не специалиста). Задачи и средства их решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела какой-либо отрасли).

2) Второй уровень. Мелкие изобретения. 10-100 проб для перебора. Решение задачи лежит в пределах одной отрасли (например, машиностроительная задача решается способами, известными в машиностроении, но в другом его разделе). Решение очевидно не каждому специалисту.

3) Третий уровень. Средние изобретения. 100-1000 проб для перебора. Решение лежит в пределах одной науки (механическая задача решается механически, химическая – химически и т.д.). Это уже хорошие изобретения, полностью изменяющие один из элементов системы.

4) Четвертый уровень. Крупные изобретения. 1000-10000 проб для перебора. Крупные изобретения. Синтезируется новая техническая система. Решение осуществляется средствами, лежащими за пределами науки, в которой возникла задача (например, механическая задача решается химически).

5) Пятый уровень. Крупнейшие изобретения. Более 105 проб. Создается принципиально новая техническая система, новая отрасль техники. Средства решения задачи лежат за пределами современной науки – сначала нужно сделать открытие!

Если мы просто перебираем варианты для решения задачи – уровень нашего мышления не блещет, качество его низко. Мало того, мы можем так и не решить задачу – нам просто не хватит времени. А вот если мы решаем задачу высокого уровня с минимальным перебором (сужая область поиска), или вообще без перебора – вот это и есть показатель высокого уровня мышления!

Итак, ТРИЗ – это средство технологизации мышления. Она помогает повышать качество мышления, что так важно в нашем мире со стремительно растущими объемами знаний. Как ТРИЗ это делает? Это уже другая история…