Наука в жизни: новые формы образовательного сотрудничества в условиях глобализации
Сегодня Всемирный банк предлагает три стратегических подхода к созданию конкурентоспособного университета мирового класса – модернизацию существующих университетов, слияние существующих университетов, создание новых университетов.
В нашей стране уделяется большое внимание созданию федеральных университетов и сети национальных исследовательских университетов, которые формируются благодаря модернизации уже существующих университетов и слиянию университетов. К сожалению, не всегда механическое объединение нескольких университетов приводит к формированию действительно эффективного университета, который может активно включаться во все разнообразие социальных взаимодействий, которое требует от университета уровень развития общества. Особенно это касается региональных университетов.
Идея сетевого университета заключается в объединении в единую сеть существующих университетов для подготовки специалистов по определённым областям. В настоящее время сетевыми университетами с участием России и Китая являются университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) и БРИКС (объединение образовательных организаций высшего образования Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки), которые созданы по одной модели.
Оценивая деятельность сетевых университетов интеграционных группировок ШОС и БРИКС в целом, можно отметить, что они нацелены на создание общего образовательного пространства стран-членов. Создание Университета ШОС является решающим фактором усиления евразийского образовательного пространства России, а также придаёт евразийский характер образовательным пространствам других членов-участников проекта. Сетевой университет ШОС формирует общее евразийское образовательное пространство, напоминающее по своему характеру европейское пространство высшего образования (ЕПВО), отличаясь от последнего активным участием в нём ведущих вузов региона и более чёткой организацией взаимосвязи между ними. СУ БРИКС, в свою очередь, является уникальным опытом создания общего мирового образовательного пространства стран, находящихся на разных континентах: в Евразии, Африке и Южной Америке. Важнейшей чертой двух сетевых университетов является сохранение уникальности национальных систем образования с одновременным расширением возможности академической мобильности, образовательного и научного сотрудничества стран-участников, направленного на развитие этих стран, а также на развитие самих интеграционных объединений.
В целом исследователи отмечают, что формирование сетевых университетов в отдельных регионах позволит решить ряд задач, важных как для развития регионального высшего образования, всех кластеров, в которые интегрированы университеты, так и региона в целом:
– бенчмаркинговый анализ лучших практик управления университетами;
– маркетинговый анализ рынков образовательных услуг и результатов научно-исследовательской деятельности;
– формирование единой системы работы как с абитуриентами, так и с выпускниками;
– взаимодействие вузовских научных центров, инновационных структур, венчурных предприятий;
– реализация совместных образовательных программ на всех уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура), в т. ч. за счет модульно-рейтинговых систем и систем дистанционного обучения;
– формирование единой системы объединенных советов для защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук;
– реализация сетевых программ повышения квалификации; – создание единой информационно-аналитической инфраструктуры (сети библиотечных услуг, формирование совместных баз данных и др.);
– интеграция в международные интернациональные процессы в высшем образовании, академическая мобильность иностранных студентов и т. д.
Также в образовательном пространстве формируется новый вид сотрудничества – совместные образовательные учреждения, в которых реализуются программы двойных дипломов (либо двух вузов-партнёров, либо одного диплома иностранного вуза-партнёра и одного диплома СОУ).
Следует отметить, что одной из форм международного образовательного сотрудничества является реализация совместных образовательных программ (СОП). Эта форма широко распространена как в Европе, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Россия принимает активное участие в разработке и реализации совместных образовательных программ как с западными странами, так и со своими восточными соседями.
Опыт показывает, что формат международного сотрудничества и взаимодействия в рамках отмеченных форм реализации образовательных программ (развития интеграции и сотрудничества в области образования, науки и технологий, оптимизации механизма самостоятельной мобильности студентов) становится эффективным и рациональным средством, обеспечивающим подготовку на многонациональной основе высококвалифицированных кадров по определённым областям регионального формата, содействия эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях стран-участниц международных региональных интеграционных группировок.