Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Мы за здоровое поколение

/ 12.10.2010
В канун праздника Всемирного дня психического здоровья, который отмечается с 1992 года 10 октября по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (ВОЗ) при поддержке Всемирной организации здравоохранения, в нашем институте проводилась акция «Мы за здоровое поколение». Целью проведения Всемирного дня психического здоровья является привлечение внимания общества к проблеме психического здоровья человека, к проблемам нетолерантного отношения к людям с психическими расстройствами, роста депрессивных расстройств, различного рода зависимостей. 10 октября считается также днем психолога и психологии.
Психологическая служба института совместно с кафедрой психологии и студентами психологами третьего курса поздравили всех с праздником, провели опрос сотрудников, преподавателей и студентов с целью выявления их эмоционального состояния в начале рабочего дня. Опрос проходил в виде цветового голосования. 315 человек сделали свой выбор, ответив на вопрос: «С каким настроением вы начинаете рабочий день? С каким цветом оно у вас ассоциируется»? Результаты распределись следующим образом. 26% респондентов окрасили свое настроение в желтый цвет - цвет солнца, богатства, который символизирует спокойствие, непринужденность, обеспечивает организму равновесие и самоконтроль, активизирует общение, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку, помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости. На втором месте по предпочтению красный цвет. Его выбрали 23% голосовавших. Цвет борьбы, любви, власти и величия. Достаточное количество опрошенных встречали рабочий день смело, с твердым решением продуктивно пообщаться и преодолеть все возможные препятствия, мобилизуясь на трудовые дела.
Почетное третье место занял зеленый цвет. Его выбрали 21% респондентов. Это тихий, успокаивающий цвет, никуда не зовет и ничего не требует. Эта категория респондентов скромна, обладает волей, целеустремленностью и встречает утро в поисках способов самоутверждения.
В целом психическое здоровье опрошенных не вызвало опасений. Кроме этого, все желающие могли поделиться своим настроением в течение дня и написать свои пожелания на развешанных по институту импровизированных листах откровений. В буклетах и тематических сообщениях на стендах все желающие могли познакомиться с проблемами психического здоровья, пройти экспресс самообследование, узнать о приемах самопомощи и сохранения своего здоровья. Радует то, что молодежь не остается равнодушной, интересуется проблемами психического здоровья, задает дополнительные вопросы. Вот ответы на некоторые из них.
Что же такое психическое здоровье?
Психическое здоровье - это не диагноз, а способ существования человека в мире. Это, прежде всего, гармония человека с собой, с другими людьми и окружающей средой. Это внутренние ресурсы человека, которые дают ему возможность решать проблемы и свидетельствуют о его личностной зрелости.
Что лежит в основе психического здоровья?
Это целый каркас личностных черт, среди которых важнейшими являются принятие себя и других, простота, естественность и терпимость в поведении, независимость и самостоятельность, хорошие межличностные отношения, чувство юмора и креативность.
Кстати, в рамках данной проблемы в нашем вузе было проведено исследование особенностей психического здоровья молодежи. В исследовании приняли участие около 100 студентов различных специальностей. Приведем лишь некоторые результаты на выборке студентов-старшекурсников прошлых лет. Определяющими личностными характеристиками молодого специалиста-выпускника нашего вуза являются: адекватная самооценка, аутосимпатия, осмысленность жизни, автономность, самостоятельность, смелость, целеустремленность, мотивация к карьере, контактность, креативность, стремление к реализации. Это радует, поскольку именно эти факторы определяют психически здоровую, а значит успешную личность.
Как можно избежать психологических проблем?
Каждый второй человек хоть раз в жизни сталкивается с проблемами, связанными с психическим здоровьем, и которые необходимо вовремя решать. Здесь важна помощь психолога – помочь человеку справиться с личностными проблемами и развиваться дальше. Кроме того, главным фактором гармоничного развития психического здоровья личности является психологическая культура, которая начинается с понимания человеком себя и своих особенностей. Это позволяет человеку по-другому смотреть на себя, понимать себя и окружающих, делает его более гибким. Если человек научится осознавать своё поведение, он научится гармонизировать и свою жизнь. Ежегодное психологическое обследование студентов-первокурсников позволяет на начальном этапе выявлять тревожные симптомы (не может взаимодействовать с другими людьми, слишком тревожен, имеет заниженную самооценку и чувство вины, низкий самоконтроль, эмоциональную неустойчивость и др.). Это дает возможность студенту заняться не только самопознанием, но и саморазвитием.
Что проводится в нашем институте по оказанию психологической помощи студентам, повышению психологической культуры?
В нашем вузе, в рамках оказания психологической помощи студентам, проводится индивидуальное психологическое консультирование всех желающих студентов. С этого года у первокурсников введен спецкурс «Психологическая адаптация к учебной деятельности» с целью профилактики возможных трудностей в обучении, общении, профессиональном становлении студентов. В течение года проводится групповая работа по направлениям: тренинг лидерства (в рамках школы лидерства); тренинг ассертивного (уверенного) поведения; тренинг по саморегуляции (в предэкзаменационный период); семинар-тренинг для старшекурсников «На встрече с работодателем» и др. Кроме этого, студенты имеют возможность повысить свою психологическую культуру, знакомясь с тематическими сообщениями психолога в газете «Университет», либо на стенде психологической службы, где освещаются вопросы по проблемам самосовершенствования, адаптации, насилия, уверенного поведения, постановки целей, самоменеджмента и др.
Желаю всем внутренней согласованности и душевного комфорта! По всем вопросам вы можете обращаться в каб. 212Б (пр. Ленина, 243, второй корпус), по эл. почте manannikova@rb.asu.ru или по внутреннему телефону 1240. Конфиденциальность гарантируется.
Педагог-психолог И.А. Мананникова