Сергей Землюков: «Мы не ждем будущего – мы его формируем»
Источник: "Алтайская правда" за 7 февраля 2012 г. Автор: Сергей Мансков
- Сергей Валентинович, 2011 год оказался не самым простым для отечественного образования…
- Да, демографические проблемы повлияли на «качество» абитуриентов. Тем не менее мы провели масштабную кампанию по набору, и нашими первокурсниками стали лучшие выпускники школ края. Об этом свидетельствует статистика: например, по направлению «Юриспруденция» высший балл поступивших составил 92,5, а низший - 91,3. (АлтГУ по этому показателю - на втором месте после МГИМО.) По данным рейтинга, составленного по заказу Общественной палаты РФ на основании анализа среднего балла ЕГЭ, среди классических университетов страны АлтГУ занял 33 место.
Среди первокурсников есть и те, у кого общее количество баллов по трем школьным экзаменам равно 290. Более 30 поступивших школьников - победители Всероссийских олимпиад.Трудно переоценить значение событий ушедшего года, свершившихся в судьбе университета. Но главное, что сегодня мы имеем четкое представление, в какую сторону двигаться: разработаны программы развития, заключены соглашения с серьезными научными и коммерческими структурами, создана эффективная команда для решения самых сложных вопросов.
- Предновогодняя новость о получении студентами АлтГУ беспрецедентно высокой стипендии впечатлила всех. Как вам это удалось?
- Первое повышение стипендии произошло в сентябре, оно составило 9 процентов. А за неделю до нового года 324 студента нашего университета получили очень серьезные суммы.
Министерство образования и науки перечислило большой финансовый транш на поддержку студентов. Ученый совет университета и ректорат последовали рекомендациям президента Д.А. Медведева, который на встречах со студенческим активом настоятельно рекомендовал уйти от патернализма и «уравниловки» и поощрять лучших. Мы определили 5 направлений: учеба, наука, общественная деятельность, спорт, культура - и по итогам выплатили лучшим студентам повышенные государственные академические стипендии за 4 месяца. Механизм был отработан: мы давно выплачиваем повышенные и именные стипендии ученого совета тем, кто отличился в названных направлениях. В итоге студенты суммарно получили от 20 до 60 тысяч рублей единовременно. В день выплат мне звонили обеспокоенные родители – нет ли ошибки, не придется ли возвращать деньги…
По результатам зимней сессии пройдет новый конкурс на повышенные государственные академические стипендии на следующий семестр. Так что студентам сегодня есть к чему стремиться.
- Получается, что главный человек в университете – студент?
- По-моему, это очевидно. Сегодняшние студенты АлтГУ через несколько лет станут определять положение дел практически во всех областях жизни края: они будут поднимать современные биотехнологии; от них будет зависеть качество разного рода мониторингов окружающей среды; ими будут создаваться новые направления в аэрокосмических исследованиях, наносистемах, информационных технологиях.
Интересно, что сегодняшнее положение дел в российском образовании строится исключительно «на студентах» – сколько мест в бакалавриате и в магистратуре, столько и преподавательских ставок. Каков средний балл ЕГЭ поступивших, такова и федеральная поддержка. Новая экономическая ситуация предполагает новые задачи высшего образования, которое должно воспитывать молодежь, готовую к инновациям, способную производить, воспринимать и внедрять прорывные сценарии для региона и страны. Студенты и магистранты уже сегодня существуют в новых информационных технологиях, которые предполагают радикальное обновление образования. Мы в свою очередь стараемся создавать все условия для комфортной учебы и формирования такого типа выпускников. Сейчас во многих точках нашего вуза есть полноценный Wi-Fi, причем его скорость очень высокая. Мы с сентября увеличили ее многократно. Бесплатный Интернет есть и в общежитиях, регистрация максимально упрощена – достаточно раз прийти в 114 кабинет и ты с пожизненным доступом в Сеть.Казалось бы, мелочь, но далеко не все вузы могут похвастаться пластиковыми окнами в общежитиях. Мы сделали это за один семестр, и часто силами самих студентов. В ХХI веке самоорганизация студентов стоит на очень высоком уровне. Яркий пример – не хватало летних домиков для отдыха на университетской базе «Озеро Красилово», студенческое самоуправление принимает решение: «Построим». И построили. Именно «Лига студентов АлтГУ» добилась, чтобы Всероссийский студенческий форум проходил в Барнауле. Благодаря их усилиям вуз впервые в истории края посетили президент и министр образования.
- Такое внимание руководства вуза к студенчеству должно давать какие-то видимые результаты?
- Наши студенты уже давно успешно конкурируют со студентами лучших университетов мира. Так, команда математического факультета стала победителем открытой Международной студенческой интернет-олимпиады по математике, проходившей в Израиле, а капитан команды Александр Кирлица - абсолютным победителем в личном первенстве. Если собрать все медали, которые заслужили наши студенты, стен моего ректорского кабинета для них не хватит. Физики Сергей Лапин и Анатолий Маеренко стали лучшими в Москве на престижном конкурсе «Измерение, мир, человек-2011» и Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи. Географы Никита Репин и Клавдия Репина вернулись с медалями конкурса на соискание медалей Российской академии наук, с премиями для молодых ученых РАН в области океанологии, физики атмосферы и географии. Галина Дьякова стала победительницей V Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России». И этот ряд можно продолжать…
- Вы упомянули стратегическую программу развития университета, которая получила поддержку Министерства образования и науки. На каких принципах она основана?
- Эта программа совершенно необходима не только университету, но и всему региону. Нужно четко представлять, как отвечать на вызовы времени. Самое простое – ругать центр, ждать, что кто-то за нас решит проблемы. Мы пошли другим путем. После аналитической работы стали понятны приоритеты развития. Университет поставил себе четкую цель – наше образование должно опережать запросы региона. И в программе дал пошаговую стратегию. Мы готовим специалистов, которые сегодня востребованы только единично. Но через 3-4 года наступит острая необходимость в десятках и даже сотнях таких профессионалов высшей квалификации. Мы не ждем будущего - мы его формируем.
Университетское образование и наука должны определять инновационное развитие края. Наша стратегия предполагает развитие именно прорывных технологий на благо родного региона. АлтГУ делает ставку на развитие биотехнологических исследований - есть Южно-Сибирский ботанический сад, есть уникальные разработки химиков и биологов, есть договоры с бизнесом по созданию новых продуктов. Космические и экологические лаборатории вуза и сегодня проводят полномасштабный мониторинг окружающей среды, который столь необходим различным службам края – от МЧС до аграрного сектора. Еще одним приоритетом развития стали информационные технологии, в которых уже несколько лет работают ученые физико-технического и математических факультетов. Ни для кого не секрет, что в ХХI веке образование становится непрерывным процессом. Прошло время, когда, получив знания единожды, можно было оставаться высококлассным специалистом. Сейчас во всем мире повышение квалификации происходит каждые пять лет. У нас в университете работает и президентская, и губернаторская программы повышения квалификации для науки, управления, бизнеса. Только по президентской программе мы дали дополнительные знания более чем десяти тысячам человек. Есть целый ряд направлений непрерывного обучения. Кроме того, еще одна наша задача - выстроить безупречную работу информационных технологий в режиме образовательного кластера: уже как единое целое работают филиалы; в этом году мы открываем колледж АлтГУ; дальше наши технологии пойдут в школы. В масштабах общества образования никогда не бывает много.
- Каким образом выстраиваются отношения науки и власти?
- Многие наши факультеты давно сотрудничают с краевой властью, но сейчас мы вышли на другой уровень. Более полугода разрабатывалось соглашение о сотрудничестве. Сегодня обе стороны готовы его подписать. Мы тесно сотрудничаем с 16 департаментами краевой администрации. Есть уже первые достижения в этой области.
Университетские филологи приготовили к изданию пятитомную антологию «Алтай в русской литературе ХIХ-ХХ веков», которая впервые дает варианты самоидентификации населения нашего края. Ученые проделали титаническую работу в архивах страны, чтобы собрать все тексты о нашей малой родине. Археологи обнаружили древний комплекс на горе Пикет в двухстах метрах от памятника В.М. Шукшину. Сегодня совместно с управлением по культуре и архивному делу планируется создание большого музейного комплекса на этом месте.Представители естественных специальностей — самые востребованные на рынке труда. Конкретный пример: в Барнауле быстрыми темпами развивается высокотехнологичная медицинская помощь. Обслуживать сложнейшее оборудование должны электронщики - в университете мы открываем новое направление «Медицинская физика». Вуз должен работать на развитие региона. В этом плане мы выходим и на Сибирский федеральный округ. Осенью был заключен договор о сотрудничестве с Сибирским отделением Российской академии наук. Есть множество направлений, которые мы разрабатываем совместно. Основная задача - на порядок увеличить свой вклад в создание инновационной системы в регионе. Так, ученые АлтГУ активно участвуют в создании биофармакологического кластера и в туристическом проекте «Бирюзовая Катунь». Все это предполагает реформирование университетского образования и придание ему инновационного содержания. Алтайский госуниверситет должен выступить тем двигателем, который поможет развитию экономики региона и его конкурентоспособности.
- Есть ли планы культурного прорыва в университете?
- Губернатор Александр Карлин обратил внимание на то, что наша культура полярна: или примитивные дискотеки, или высокий театр. Нет того, что могло бы поднимать молодых на высокий культурный уровень, но при этом говорить на понятном им языке. В университете для этого есть всё: галереи, концерты, музеи, фестивали, студенческое самоуправление, которое многому может научить. Наша профессура активно помогает разработчикам городской и краевой программ развития культуры до 2016 года. Университет готов оказать неоценимую поддержку краю в выходе на рубеж постиндустриального и информационного общества, обеспечивая современные стандарты научного, социального, экономического и духовно-культурного прогресса. Причем это движение мы начинаем на разных уровнях.
В ноябре в корпусе на улице Димитрова открыто «Универ-кафе». Никто не верил, что можно сделать это своими силами, но ведь сделали! Студенты и преподаватели факультета искусств сами разработали дизайнерский проект, сами оформили стены. Мы обошлись без арендаторов – отчего цены стали вполне по карману даже не самому обеспеченному студенту. Более того, получился и неожиданный эффект. Я встречался со студентами-социологами, так они пишут курсовые работы об объединяющей роли «Универ-кафе» - в этом пространстве студенты стали слушать, о чем говорят их коллеги с других факультетов. Так и формируется студенческое братство, или, как сейчас любят говорить, «корпоративная культура», то, что объединяет всех работников университета: от охранников до профессуры. Более того, в наших ближайших планах превратить корпус «Д» на улице Димитрова в культурно-образовательный центр. Для этого есть все необходимое: расположение в центре города, концертный зал с великолепной акустикой, галерея «Универсум», два музея, зал ученого совета и многое другое.
- Какова социальная роль университета?
- В модели глобального мира университет должен объединить в себе научную, учебную, культурную и, конечно, социальную функции. Человек с университетским образованием никогда не станет разрушителем-экстремистом. Мы готовим высококлассных специалистов, которые во многом опережают время, легко используют новейшие информационные технологии, становятся культурными героями региона, создавая инновационные предприятия, позволяют во многом менять окружающий мир к лучшему. А значит, мы запускаем социальные лифты, которые в девяностых застряли между этажами. Будущее вчерашних школьников начинается в стенах университета. Главное, что у них есть все возможности для собственной реализации в этом сложном, быстро меняющемся мире.