Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
Личный кабинет

Круглый стол "Дополнительное образование – региональные проблемы, перспективы"

Научная жизнь / 24.11.2014

Непростым условиям функционирования системы дополнительного образования был посвящён круглый стол "Региональное дополнительное образование: проблемы и перспективы" в рамках Шестнадцатой краевой молодежной научно-практической конференции «МОЛОДЕЖЬ В XXI ВЕКЕ». Проведение  круглого стола на базе  Рубцовского института (филиала) АлтГУ не случайно, ведь в его стенах на протяжении всего времени существования ВУза реализуется широкий спектр дополнительных образовательных программ. 

 

Интеграция России в европейское экономическое пространство обуславливает не только  модернизационные процессы  во всех сферах экономической деятельности, но и является одной из существенных причин кардинальных реформ отечественного  основного профессионального и дополнительного образования. Принятая в качестве методологической основы построения системы обучения Боллонская конвенция провозгласила новый принцип современного образования-  непрерывное образование, обучение в течение всей жизни или Life Long Learning. И с 2004 года непрерывное образование декларировано как один из пяти приоритетов развития образования россиян. Безусловная актуальность проблемы непрерывного образования подчёркнута В.В. Путиным, который на одном из заседаний Правительства отметил, что в связи с мировой социально-экономической  нестабильностью и её возможным влиянием на Россию должно быть организовано опережающее обучение другой профессии, переквалификация, и ведущая роль в этом должна принадлежать дополнительному профессиональному образованию. Председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д.Чеченов, говоря о перспективах образования, отмечает: "Знания сегодня это не столько сила, сколько личный капитал. Проблема непрерывного обучения взрослых – самая важная проблема страны". Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный работник высшего образования, научный руководитель ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» (МЭСИ), президент Международного консорциума «Электронный Университет» Тихомиров В. П. отмечает: " Непрерывное образование, на мой взгляд, это основное стратегическое направление в развитии государства. Сегодня студентам предлагаются знания в таких быстроменяющихся областях, как информатика, экономика, 10-11 летней давности, а по инженерным специальностям – 20-40-летней. Мы выпускаем специалистов, не способных обслуживать и создавать новую конкурентоспособную технику в любых областях и, что наиболее важно, в обороноспособной. Выпускники российских вузов сегодня не способны развивать конкурентоспособную экономику. Актуализировать знания просто необходимо, чрезвычайно важно формировать конкурентоспособное дополнительное образование". Несмотря на объективную необходимость дополнительного образования статистические данные свидетельствуют о низкой активности россиян в сфере переподготовки. Так, доля экономически активного населения, участвующая в непрерывном образовании, в Австрии – 89,2%, в Дании – 79,9%, Финляндии – 77,3%, Швеции – 71,%, Швейцарии – 68%,  в России же  переподготовку ежегодно проходят менее 10% взрослого населения. 

Непростым условиям функционирования системы дополнительного образования был посвящён круглый стол "Региональное дополнительное образование: проблемы и перспективы" в рамках   Шестнадцатой краевой молодежной научно-практической конференции «МОЛОДЕЖЬ В XXI ВЕКЕ». Проведение  круглого стола на базе  Рубцовского института (филиала) АлтГУ не случайно, ведь в его стенах на протяжении всего времени существования ВУза реализуется широкий спектр дополнительных образовательных программ. Активными участниками круглого стола стали представители Государственной службы занятости, Рубцовского отделения 270 Сбербанка России, МУП "Южная тепловая станция", преподаватели кафедры "Экономика" и студенты высшего и среднего профессионального образования. Основными направлениями дискуссии были выбраны:

- актуальность дополнительного образования в Алтайском крае и городе Рубцовске, региональная специфика реализации  дополнительных образовательных программ;

- перспективы доп.образования: актуальные формы осуществления переобучения, конкурентоспособные программы и курсы, опережающее обучение;

- экспертиза образовательных курсов работодателями;

- трудоустройство и последующее развитие карьеры молодых специалистов;

Перечисленные вопросы нашли отражение в выступлениях студентов Жмайло Ирины и Макаровой Виктории (гр.1233С9), Сотниковой Кристины (гр.1213б). Тезисно представим итоги обсуждения:

Проблема

Предложения по её решению

1. Отсутствие правовой базы, регламентирующей в том числе взаимодействие организаций, осуществляющих дополнительное образование с работодателями, государственными органами

Разработать направления взаимодействия Вуза с работодателями и государственными органами в сфере дополнительного образования.

2. Недостаточность методической базы реализации программ доп.образования, в частности отсутствие методики изучения социального заказа, отсутствие определяющих характеристик новых форм дополнительного образования (интенсивная модульная программа, учебные командные проекты и др.), отсутствие требований к содержанию программ дополнительного образования

Разработать методические рекомендации по новым формам образования, активно привлекать работодателей к экспертизе реализуемых образовательных программ. Конкретизировать требования к содержанию, условиям, результатам освоения программ.

3. Недостаточность материально-технической базы для развития отдельных направлений дополнительного образования

Участие в грантах по различным направлениям доп.образования. Изучение возможностей государственного финансирования отдельных образовательных программ.

4. Увеличение охвата образовательными услугами различных категорий обучающихся

Организовать изучение социального заказа на услуги доп.образования. Разработать дополнительные практикоориентированные программы с учётом изучения социального заказа. Разработать программы дистанционного обучения.

Кроме того, открытое общение с представителями организаций города позволило студентам узнать ключевые проблемы при трудоустройстве выпускников, продвижении по карьерной лестнице в ходе трудовой деятельности. Так, одной из проблем было названо неумение молодых специалистов презентовать свои знания, умения и навыки в ходе собеседования, в то время как самопрезентация- это 90% успеха при трудоустройстве. Работодателями было рекомендовано и преподавательскому составу и самим обучающимся уделить пристальное внимание данной проблеме, развивать навыки собеседования и самопрезентации, формировать верную мотивацию и заинтересованность в развитии карьеры. Другим немаловажным аспектом обсуждения стало прохождение практики обучающимися, отмечено, что "практика- это не отбывание времени", а реальная трудовая деятельность, способствующая как приобретению незаменимого профессионального опыта, так и проявлению своих лучших качеств с целью последующего трудоустройства. Поэтому с этих позиций важно осознанно выбирать место практики, проявлять активность, заинтересованность в результатах практической подготовки, демонстрировать положительное отношение к приобретаемой  профессии. В продолжение темы отметим, что многими выпускниками недооценивается роль Государственной службы занятости в трудоустройстве. К сожалению,  очень небольшое число молодых специалистов обращается в службу занятости в поиске места работы. Вместе с тем, служба занятости аккумулирует информацию не только о региональных вакансиях, но и о вакантных местах по всей России. Кроме того, служба занятости имеет возможность подобрать специалисту новое место работы в соответствии с пожеланиями работника. При необходимости организуется бесплатное переобучение.

Проведение круглого стола показало большую заинтересованность студентов в общении с работодателями, их интерес к последующему узкоспециализированному обучению на курсах дополнительного образования. Кроме того, коллективное обсуждение способствует продуктивному решению назревших проблем. Благодарим всех участников круглого стола, приглашаем к дальнейшему сотрудничеству.

 

Руководитель Авторизированного Центра 1С  Каптилович Э.В.